издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кайскую рощу введут «в единообразие»

Город взялся за судьбу знаменитой Кайской рощи. После бурной реакции общественности на строительство на территории реликтового леса власти и депутаты решили посмотреть, а что собственно представляет собой это место. Тут и выяснилось, что кадастровый паспорт имеют только реликтовые сосенки, которые растут по левую сторону от дороги, ведущей от улицы Маяковского в район радиозавода. Это особо охраняемая территория местного значения. А по правой стороне точно такая же земля с аналогичными соснами, но уже без всякого статуса в Росреестре. Какой-то бумагой ещё советских времён ей присвоено звание «памятника» то ли регионального, то ли федерального значения (тут и правоведы не могут сказать ничего определённого). А территорию оформить забыли. Рядом с этим «недопамятником» – и санитарно-защитная зона курорта «Ангара», и кусочек реликтовой рощи площадью 12 гектаров, прозванный «лысым лесом». Мэрия Иркутска решила упорядочить этот хаос и связать всё воедино – правую и левую сторону в одну охраняемую территорию местного значения. За процессом пристально следит омбудсмен Валерий Лукин.

Судьбой Кайской рощи уполномоченный по правам человека Валерий Лукин занялся, когда был ещё депутатом ЗС. В своё время общественность сумела донести до властей города и области, что лесной массив «Кайская роща», который по сути является особо охраняемой территорией местного значения (ООПТ), потихоньку начали осваивать строители. Именно на этой территории УКС в своё время получил четыре участка под застройку. На одном даже успели построить, однако три теперь приходится отдавать назад. Как пояснил начальник управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска Владимир Чубук, теперь их возвращают из земель, отданных почему-то под благоустройство, обратно в лесной массив. «Земли лесного массива будут объединены с общим кадастровым участком. Таким образом площадь ООПТ «Кайская роща» будет увеличена», – сообщил Владимир Чубук. 

Валерия Лукина давно заинтересовало само название «Кайская роща»: он и защитники реликтового леса всё не могли понять, что же входит в это понятие. Пришлось даже писать письмо в прокуратуру в виде депутатского запроса. Оказалось, на свете есть «Кайская роща» (по левую сторону дороги от улицы Маяковского в сторону радиозавода), а есть «роща Кайская» (по правую). Почему этим местам даны столь оригинальные названия, ломают голову все: и народ, и чиновники. И если с первой «Кайской» всё в порядке, то у второй вообще какой-то странный статус. Когда-то в советское время ей был присвоен статус охраняемой территории. Правда, за давностью лет правоведы до сих пор ищут – регионального или федерального значения? Но самое интересное – статус дали, а землю ООПТ на кадастровый учёт никто не поставил. Поэтому по одной бумаге это охраняемая территория «Роща Кайская», а по данным Росреестра – ноль. В итоге этот участок, сопряжённый с курортом «Ангара», сегодня передан Иркутску под эксплуатацию как городской лес. Ситуация осложняется тем, что к нему примыкает ещё один участочек реликтового леса в 12 га, так называемый «лысый лес», а также территория, входящая в санитарно-защитную зону курорта «Ангара». Эта «мозаика», конечно же, как-то содержится в надлежащем состоянии, но для полноценной охраны нужно придать ей нормальный правовой статус.  

В итоге власти Иркутска решили: рощу Кайскую вместе с 12 га «лысого леса» (общая площадь более 70 га) нужно объединить с участком, что по левую сторону дороги, Кайской рощей, и создать единую ООПТ местного значения, зарегистрировав земельный участок в ФРС. «Тогда у нас появятся основания для благоустройства этих двух лесных массивов, можно будет направить средства на содержание рощи Кайской как лесопарка и контролировать содержание ООПТ местного значения», – сказал Чубук. «То есть весь этот разрозненный участок, эти клочки вводятся в единообразие, – подытожил очевидное председатель комитета по экологии и природопользованию Юрий Фалейчик. – Прокуратуру этот процесс удовлетворяет, горожан удовлетворяет…» И Валерия Лукина удовлетворил. Правда, частично. 

«Всё-таки роща Кайская, насколько я понимаю, должна иметь статус памятника природы государственного значения, – заметил Лукин. – Над этим вопросом надо ещё поработать». Однако Владимир Чубук озвучил решение мэрии: до признания за общим участком справа и слева от трассы статуса памятника местного значения вопрос о государственном статусе рощи Кайской не поднимать. «Но ведь разный статус – это разный объём гарантий!» – возмутился Лукин. Тем не менее власти решили ничего не менять и завершить работу в первом полугодии 2013 года. Валерий Лукин настоял на том, что ещё полгода этот вопрос снимать с депутатского контроля нельзя, потому что неизвестно, что мэрия сделает за эти шесть месяцев. «Мы договорились, что действия администрации города будут согласованы с прокуратурой», – въедливо заметил Лукин. «Ну куда же они денутся!» – застонал Юрий Фалейчик. «А вот деваются всё время куда-то», – парировал опытный Лукин. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры