издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О чём мечтают сосны

В Мегетском питомнике всхожесть семян в три раза превысила норму

Мегетский питомник в это время года похож на хорошо прибранное сонное царство. Спят под снегом сеянцы сосны на «площадке закаливания». Спят подрастающие кедры и ели, ровными рядами высаженные в «школьном отделении». Спит старая липовая аллея, которой так много лет, что никто не помнит эти деревья маленькими. Но ощущение покоя обманчиво. Потому что не спят сотрудники питомника, они даже зимой борются за урожай. Недаром ведь народная мудрость гласит: готовь сани летом, а телегу зимой. Чтобы получить весной дружные всходы той же сибирской сосны, нужно очень хорошо подготовиться.

Год назад Мегетский питомник был передан из Китойского лесхоза  в ведение регионального Центра лесовосстановления, созданного при Агентстве лесного хозяйства Иркутской области. Можно сказать, что это был своего рода эксперимент для агентства и даже лично для его руководителя Виталия Акбердина  –  создать новую структуру  с узкоспециальными полномочиями и посмотреть, как она будет работать в условиях недавно принятой долгосрочной целевой программы по поддержке и развитию лесного хозяйства на 2012–2016 годы.  

О результатах судить пока рано. Понятно только, что программа как таковая работает, и с ней лесникам жить гораздо лучше, чем без неё. Недавно, например, благодаря программе  агентством был приобретён мульчер, с помощью которого лесовосстановителям будет гораздо проще   расчищать гари и готовить их под новые посадки. Никогда ещё у иркутских лесников не было такой мощной машины. Впрочем, мульчер пока стоит «на приколе», его час придёт только весной. А главная работа совершается не в поле, а за письменными столами. С одной стороны, пора подвести итоги завершающегося года, с другой – ещё можно успеть кое-что сделать. 

В последний раз я была в Мегетском питомнике летом,  и с тех пор здесь многое изменилось, и эти изменения сразу бросаются в глаза. Например, территорию заасфальтировали, кстати, впервые за всю историю существования питомника. На специальной площадке стоит новая техника: разбрасыватель минеральных удобрений, фреза, культиватор, дисковая борона. Эти машины нужны при работе в открытом грунте. 

Сеянцы прямо в кассетах уже перенесены  на площадку закаливания, где их практически по самую макушечку засыпали  землёй и опилками. Иначе нельзя – замёрзнут корни. Зато теперь сеянцам тепло, словно под одеялом, и они спокойно перенесут зиму.  «Прививку холодом» маленькие сосенки должны получить обязательно, иначе в естественных условиях они начнут болеть. А попасть в лес им предстоит уже будущей весной.  

Росточкам-то хорошо, они поедут на новое место жительства прямо в кассетах, в которых выросли. Им очень удобно ехать в своих родных «колыбельках», а  вот людям потом ещё долго придётся побегать, чтобы эти «колыбельки» вернуть. Сделать это можно будет лишь в конце мая, когда закончатся посадки. А высевать новые семена нужно в конце апреля. К тому же кассеты часто ломаются и просто «теряются» в пути. Между тем вещь это дорогая и редкая, заказывать их приходится аж в Швеции. В общем, каждый год сотрудники питомника  в очередной раз встают перед проблемой: пора сеять, а инвентаря нет. 

– Конечно, нам необходим запас кассет, – говорит  заместитель руководителя регионального Центра лесовосстановления Людмила Трифонова. – В этом году мы закупили новую партию, но к ним нужно относиться бережно. А для того, чтобы  создать серьёзный запас, средства тоже нужны серьёзные. 

Агентство лесного хозяйства и областное казначейство вошли в положение лесовосстановителей и обещают выделить субсидии на приобретение холодильного и лабораторного оборудования. Если подойти к делу технически грамотно, можно значительно оптимизировать весь  процесс. После завершения тёплого сезона сотрудники питомника будут просто вынимать сеянцы из кассет, складывать в полиэтиленовые пакеты вместе с торфяным комом, упаковывать в картонные коробки и относить  в холодильник. А в холодильнике для росточков всегда будет стоять уютная и мягкая электрическая зима. Весной довольные заказчики получат коробки с рост-ками и забудут про кассеты, как про страшный сон. Для них это тоже лишняя головная боль. Именно так и поступают во всех  развитых питомниках. 

В питомнике уже мечтают купить гравитационный сепаратор в будущую лабораторию. Вещь эта в  лесном хозяйстве крайне нужная. Сейчас семена для посадки в закрытый грунт отбирают вручную, а для открытого грунта вообще не отбирают. Потому что небольшое количество семян на  теплицу ещё можно перебрать, а вот «отсмотреть» 60–100 килограммов семечек для  плантации под открытым небом силами нескольких человек – просто нереально. Очень уж это кропотливая работа. Примерно тем же самым занималась Золушка по приказу злобной мачехи, но той хоть мыши помогали. А был бы у неё гравитационный сепаратор, ей бы и помощь грызунов не понадобилась: за пару минут, используя свой-ства воздуха и воды, умный прибор отделит зёрна от плевел.    

Конечно, если эти планы воплотить в реальность, значительно увеличится всхожесть посадок, да и весь процесс  выращивания лесной рассады станет легче и продуктивней. Не даром же в благополучной Финляндии 90% сеянцев выращивают в теплицах и получают двойную экономию. Дорогостоящих семян тратится в два раза меньше, увеличивается выход с площади, приживаемость ростков. Кроме того, в теплице малыш за год вырастет так же, как за два года под открытым небом.  

Не только в Финляндии, но и в Мегете вполне ценят преимущества выращивания сеянцев в закрытом грунте. Именно поэтому на месте старой деревянной теплицы планируют поставить две новые из металлопрофиля с поликарбонатным покрытием. Планируется, что всего в Мегетском питомнике будет пять теплиц и это позволит выращивать в год один миллион сеянцев. 

Битва за качество в питомнике идёт постоянно. Например, осенью обе теплицы были  заасфальтированы. Это сделано для того, чтобы можно было более эффективно бороться с  заболеваниями сеянцев. Ведь сосенки тоже болеют, и чем они меньше, тем опаснее для них инфекции. Раньше пол  в теплице был засыпан слоем гравия, через который пробивались трава и мох, часто переносящие разные «лесные» заболевания.  Новое твёрдое покрытие не пропустит в теплицы незапланированных жильцов и поможет бороться с избыточной влажностью. Лишняя вода, которая остаётся после того, как  вдоль рядов с посадками проходит поливочная установка, будет убегать в специальный водосток. Это тоже большое подспорье, потому что при повышенной влажности вредные микроорганизмы развиваются как на опаре. А стандартная влажность должна составлять 50–60%.  

– Уже в следующем году мы хотим купить сюда два производственных вентилятора, – говорит Людмила Трифонова. – Тогда можно будет  эффективно бороться  ещё и с летним зноем. Сосенки жару тоже не любят, хорошо себя чувствуют, лишь когда температура  воздуха составляет 20–22 градуса. 

В той же Финляндии, например, вообще  делают раздвижную крышу над теплицей. Таким образом, сеянцы не только защищают от палящего солнца, но иногда даже лечат.  Если саженцы заболели, а болеют они обычно грибковыми инфекциями,  для них устанавливают «короткий световой день». Просто в  определённое время  крышу сдвигают,  и деревца остаются в темноте. Для сосенок это не критично, а вот грибок гибнет, если его надолго оставить без солнечного света. Ну а химикатами деревья лечат  лишь в крайнем случае. 

Есть здесь ещё одно нововведение, которое не так бросается в глаза, как новые машины или асфальтовые дорожки. В  2012 году в питомнике заложили новую «школу» кедра на тысячу саженцев,  клёна Гиннала, пузыреплодника, яблони-дички, калины и ели. Когда-то давно, в советские годы, здесь  выращивали не только сосны, но и плодовые кустарники для дачников, декоративные растения для озеленения городов. Но потом всё пришло в упадок и питомник перешёл исключительно на сосну. Сейчас  решено возрождать опыт, который был вполне успешным. Поэтому в будущем году в посевном отделении тоже ждут прибавления: там появятся посадки таких диковинных и не очень диковинных  декоративных  растений, как татарская жимолость, рябина, бересклет Маака, спирея. 

Например, нынешней осенью, во время празднования Дней Иркутской области, в областном центре была заложена новая кленовая аллея. Клён Гиннала растение очень красивое, с мелкими резными листьями, прекрасно подходит  для создания живых изгородей. Отдельные деревья также очень красивы, особенно хороши они бывают осенью, когда листва принимает ярко-красный оттенок. 

– В этом году мы посадили  саженцы спиреи, туи, белой сирени, гортензии, форзиции, – рассказывает Людмила Трифонова. – Пока будем смотреть, как они себя поведут, но когда-нибудь будем выращивать их на продажу. Декоративные растения пользуются большим спросом у населения и при озеленении городов. Для нас это статья дохода, которая  поможет вывести питомник на самоокупаемость. 

В этом году площадь питомника была увеличена сразу на 20 гектаров. На участке, который был присоединён к территории питомника по распоряжению Агентства лесного хозяйства, находится искусственное озеро. Правда, его нужно очистить от ила и мусора, но в общем и целом это замечательное приобретение, которое позволит  создать систему орошения всей территории питомника.  

В общем, планов много, а работы – ещё больше. Но земля, она ведь очень благодарная и на труд, вложенный  человеком, всегда отзывается сторицей. Вот и в питомнике  случилось прямо-таки не объяснимое наукой явление. Весной этого года посеяли семена сосны в открытом грунте. Сеяли, в принципе, как всегда – обычные семена, в обычные сроки. Ну, правда, земля была хорошо отдохнувшая, и погода стояла благо-

приятная. И всё-таки, когда подсчитали всходы, удивились все: и видавшие виды старожилы, и молодые со-трудницы. Нормальным результатом считается, когда на 1 гектаре всходит 1,2 млн. росточков. Здесь же на 0,9 гектара  взошло 3 миллиона сеянцев… Но вы ещё больше удивитесь, если узнаете, что в прошлые годы на 1,7 гектара всходило примерно 900 тысяч сеянцев. Вот такие чудеса. Конечно, не все сеянцы переживут нашу суровую зиму. Но всё равно достигнутый результат восхищает. 

– Я никак не связываю это с погодными условиями, потому что у соседей были такие же точно условия, а результат – в пределах  нормы, – говорит Людмила Трифонова. – Мне кажется, у нас просто очень хорошие люди работают. Это исключительно их заслуга,  результат усердного и кропотливого труда. Они за этими сосенками как за детьми малыми ухаживают. А ещё – здесь такие глобальные изменения к лучшему происходят, что даже растения это чувствуют. Мы мечтаем преобразить эту землю. Я думаю, сосенки просто заразились мечтой через руки людей и пошли в рост. Даже учёные говорят, что животные и деревья способны чувствовать. Так, может быть, они и мечтать умеют.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры