издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вечер судного дня

Михаил Добринец получил срок за изнасилование, совершённое шесть лет назад

В минувший понедельник Усольский городской суд вынес очередной, на этот раз обвинительный, приговор Михаилу Добринцу, бывшему председателю Черемховского районного суда, обвинявшемуся в изнасиловании 19летней студенткипрактикантки, и приговорил его к трём с половиной годам колонии общего режима. Экспредседатель суда взят под стражу в зале суда спустя шесть лет после совершения им тяжкого преступления по ч. 1 ст. 131 УК РФ, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет.

Напомним, девушку в тяжёлом состоянии в ночь с 25 на 26 ноября 2006 года нашли в гараже районного суда родственники и друзья, среди которых был мэр города Вадим Семёнов. Её одежда была разбросана по всему гаражу, она плакала и не узнавала родных. Здесь же находился и пьяный председатель суда, который сразу начал переговоры с мэром, пытаясь замять дело, но в ответ получил лишь обещание «дать в зубы». Позднее судмедэксперты зафиксировали на теле студентки многочисленные кровоизлияния, ушибы, кровоподтёки и ссадины, а психиатр усмотрел «тяжёлую реактивно-психогенную реакцию на экстраординарную ситуацию».

Несмотря на то что следствие сразу обнаружило в действиях Добринца, застигнутого на месте преступления, признаки изнасилования, уголовное дело удалось возбудить лишь после года многочисленных выступлений в СМИ, обращений губернатора области Александра Тишанина к президенту страны и в Верховный суд России с просьбой ускорить процедуру лишения подозреваемого судейской не-

прикосновенности. И весь этот год Михаил Добринец продолжал носить мантию и вершить в районе правосудие. Только в декабре 2007 года его полномочия были прекращены квалификационной коллегией судей Иркутской области: для этого хватило таких проступков, как управление автомобилем в нетрезвом состоянии и стрельба, которую он устроил в кафе, пытаясь запугать свою будущую жертву. За три года, пока шло  предварительное расследование по делу судьи-насильника, сменилось пять следователей отдела СК при Прокуратуре РФ по Сибирскому федеральному округу. Уголовное дело то прекращалось в связи с отсутствием в действиях бывшего судьи  состава преступления, то вновь возобновлялось. Родственники потерпевшей ходатайствовали, чтобы судьбу Михаила Добринца решали в соседнем регионе, поскольку за годы работы в Иркутской области у него появились связи среди коллег в различных судебных инстанциях. Известно, к примеру, что на предложение дяди потерпевшей, бывшего заместителя мэра Черемхова Матвеева, уйти с судейской работы и покинуть город Добринец ответил категорическим отказом, заявив, что уже в ближайшее время ожидает назначения в аппарат областного суда. Он нисколько не сомневался, что сможет избежать наказания. Прокуратура однако не нашла оснований для переноса разбирательства по громкому делу в другой регион.   

29 декабря  2011 года судья Людмила Борзенкова оправдала бывшего коллегу  с формулировкой «за отсутствием в его действиях состава преступления», не усмотрев «прямого умысла на насильственное сношение», а значит, и вины. Обосновала свои выводы председательствующая по делу тем, что «Добринец был пьян и не способен на должном уровне критически оценивать как свои действия, так и поведение потерпевшей».

Однако такой вердикт судебная коллегия по уголовным делам Иркутского областного суда нашла «необоснованным, незаконным и несправедливым». 10 апреля оправдательный приговор был отменён кассационной инстанцией, а дело направлено в Усольский городской суд для рассмотрения в новом составе и попало в производство судьи Натальи Кондратьевой. Слушания начались 11 мая, и на этот раз суд нашёл «вину Михаила Добринца в содеянном полностью доказанной». Его действия квалифицированы по ч. 1 ст. 131 УК РФ как изнасилование, то есть половое сношение с использованием беспомощного состояния потерпевшей. 

Сам Добринец дал показания только после того, как судебное следствие было завершено, исследованы все доказательства – как стороны обвинения, так и защиты. Он так и не признал своей вины, заявив, что никогда не домогался практикантки, а  перезванивался и встречался с ней с её согласия. Однако изъятые документы, содержащие сведения о телефонных соединениях, эти доводы опровергают. Суд установил, что председатель звонил студентке по три-пять раз в день, в том числе по выходным и в вечернее время, настаивая на встречах, которых она избегала. Ситуация длилась до тех пор, пока ему не удалось заманить практикантку в машину, напоить её в кафе под дулом пистолета и увезти в безлюдное место – гараж суда, – чтобы воспользоваться  беспомощным состоянием девушки.  

Оценил суд и характеризующий материал на подсудимого. При этом выяснилось, что Добринец на протяжении многих лет перед совершением преступления характеризовался исключительно с положительной стороны. Его связь с криминальным миром председательствующая по делу Наталья Кондратьева назвала «догадками и слухами». Между тем доказательства этой связи приводились в процессе над бывшим «положенцем» Черемхова Константиновым. Её подтвердил в объяснительной и бывший прокурор города, чуть было не ставший жертвой убийства, заказчиком которого был, по версии следствия, всё тот же председатель районного суда Добринец («Восточно-Сибирская правда» писала об этом 5 июня 2003 года в статье «Дело оборотней»).  

Тем не менее председательствующая по делу Наталья Кондратьева отметила безнравственность подсудимого, который, занимая высокопоставленную должность, дискредитировал, по её мнению, высокое звание судьи и судебной системы в целом. Это мнение она обосновала не только обсто-

ятельствами совершённого Добринцом преступления, но и поведением его в процессе. О пренебрежении подсудимым нормами морали, на взгляд Натальи Кондратьевой, свидетельствуют и его поездки на автомобиле в пьяном виде, и стрельба из пистолета в общественном месте, и желание ввести в заблуждение следственные органы. Судья обратила внимание также на уверенность бывшего коллеги в своей безнаказанности за содеянное. «Я соскочу», – говорил он после пре-

ступления. Добринец, как отметила председательствующая по делу, воздействовал на свидетелей (своего бывшего помощника и его подругу, которые участвовали в пьянке, предшествующей изнасилованию), чтобы они сообщили правоохранительным органам ложные сведения. Он пытался через посредников убедить потерпевшую забрать заявление из милиции, искал возможности не дать делу хода («замять дело», как выражался сам Добринец). Всё это привело Наталью Кондратьеву к твёрдому убеждению, что осуждённый «и на сегодняшний день никоим образом не раскаялся в содеянном».

Судебно-психиатрическая экспертиза признала Михаила Добринца вменяемым и способным отвечать за содеянное, а судья не нашла в его действиях отягчающих обстоятельств. Как, впрочем, и смягчающих. Иждивенцев и несовершеннолетних детей бывший председатель не имеет. После того как с него сняли мантию, он не работал: в суде пояснил, что сам находится на содержании жены. Нераскаявшийся насильник, как сказано в приговоре, «никоим образом не способствовал раскрытию и расследованию преступления». При этих обстоятельствах суд не усмотрел оснований для назначения Добринцу наказания ниже низшего предела, установленного нормой закона, или условного осуждения. Приговор ещё не вступил в законную силу: у сторон есть десять дней на обжалование в кассационной инстанции. Этим правом, скорее всего, воспользуется осуждённый. 

Между тем, пока идёт процесс над Добринцом, выявились обстоятельства, свидетельствующие о фальсификации доказательств по этому делу судьёй Людмилой Борзенковой, автором оправдательного вердикта. «Восточно-Сибирская правда» писала об этом дважды («Липовые протоколы» за 26 апреля и «Судье грозит почётная отставка» за 26 мая 2012 года). На многочисленные грубые искажения в протоколах судебных заседаний впервые указала сторона гособвинения. Был, например, отмечен факт, что выступающие в процессе говорят о себе на страницах важного судебного документа почему-то в третьем лице, словно текст протокола просто переписан из приговора до его оглашения. Кроме того, выяснилось, что судебные протоколы «велись» даже в те дни, когда самих заседаний не было. «Восточно-Сибирская правда» обратилась к председателю Иркутского областного суда Николаю Дубовику и руководителю совета судей региона Николаю Кулику с просьбой провести проверку этих фактов и дать оценку действиям Людмилы Борзенковой.

«Иркутский областной суд сможет заняться этим лишь после того, как в деле Добринца будет поставлена окончательная точка и приговор в отношении него вступит в законную силу», – заявила руководитель пресс-службы областного суда Ольга Шиндаева. Сейчас Людмила Борзенкова находится в почётной отставке, за ней сохранены звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу, а также обеспечена пенсия в размере 85 процентов заработной платы на соответствующей должности. Добиться принципиальной оценки профессиональным сообществом поведения коллеги, в действиях которой есть признаки служебного подлога, вынести ей хотя бы дисциплинарное взыскание оказалось так же непросто, как привлечь преступника в мантии к уголовной ответственности. «Разборки» товарищи по цеху всё время откладывают. 

Но вступления приговора в законную силу ждать осталось, наверное, уже недолго. На это надеется, в первую очередь, семья потерпевшей. За шесть лет, пока идёт процесс над судьёй-насильником, девушка успела повзрослеть, окончить вуз, стать пре-красным специалистом, а скоро она выходит замуж за любимого человека. Хочется верить, что в конце этой истории каждый получит то, что заслужил. 

Источник: http://godsobaki.com

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры