издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Группа продлённого возмущения

В иркутских школах закрывают продлёнку

Федеральные чиновники, возможно сами того не подозревая, отняли у многих иркутских первоклассников возможность ходить на продлёнку. Виной всему новые СанПиНы (санитарные правила и нормы), вступившие в силу 1 сентября во всех российских школах. Разумеется, в постановлении главного санитарного врача России Геннадия Онищенко ничего не говорится о том, что всем остальным классам продлёнка нужна, а первоклашки пусть после уроков идут домой. СанПиНы – серьёзный документ объёмом больше 40 страниц, в котором подробно описано, как в школе должно быть всё организовано, чтобы ученикам было комфортно и ничто не угрожало их здоровью. Тем не менее с этим документом связывают закрытие во многих иркутских школах групп продлённого дня.

Разработчики новых норм и правил даже вышли за пределы санитарной медицины и заодно включили в документ некоторые нормы, касающиеся сугубо образования. Например, первоклассникам не должны ставить оценки.

Школа-мечта 

Итак, вот как выглядит идеальная школа. Размещаться она должна вдалеке от магистралей, но добираться до неё должно быть удобно пешком. Учебные помещения, лаборатории, мастерские, медкабинеты, спортивные и актовые залы не могут располагаться в подвальных и цокольных этажах. Школьные здания должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками. 

Спортивно-игровым площадкам предписано иметь твёрдое покрытие, футбольному полю – травяной покров. В правилах так и записано: «Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят». 

Подробно прописаны требования к температуре и освещению в школьных помещениях. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–240С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–200С. Относительная влажность воздуха должна составлять 40–60%, «скорость движения воздуха» – не более 0,1 м/сек.

Особое внимание уделено пришкольной территории и зданию. По новым СанПиНам, каждую школу должен окружать забор, а территория внутри ограждения должна быть озеленена не менее чем наполовину.

Впервые санитарными правилами «узаконивается» интерактивная доска, а в кабинетах домоводства теперь должны быть учебные кухни, но только с электрическими плитами. Отдельным пунктом говорится в правилах об окнах. Так, например, на северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения и рисования. Кроме того, окна должны иметь откидные фрамуги, а на подоконниках нельзя ставить горшки с цветами, чтобы они не загораживали свет. Комнатные растения рекомендуется перенести в напольные цветочницы и подвесные кашпо. 

Новые правила запрещают проведение так называемых «нулевых» уроков, а учёба должна начинаться не ранее 8 часов. Определена недельная нагрузка для всех школьников: для первоклашек не должно быть больше четырёх уроков в день, а для старшеклассников – свыше семи уроков. При этом в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. 

По новым требованиям ученики не должны тратить на домашнее задание во 2-3-х классах больше 1,5 часа, в 4-5-х классах – 2 часов, в 6–8 классах – 2,5 часа, в 9–11 классах – 3,5 часа.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей по новым правилам не должен превышать для учащихся 1-х и 2-х классов 1,5 кг, для 3-4 классов – 2 кг, 5-6-х – 2,5 кг, 7-8 классов – 3,5 кг, для 9–11 классов – 4 кг. Для профилактики нарушений осанки новые правила рекомендуют ученикам начальных классов иметь по два комплекта учебников: один – в школе, второй – для домашних заданий. Предложение автоматически решает проблему тяжёлых портфелей. Но по этому поводу возникают сразу два вопроса: во-первых, кто будет покупать второй комплект учебников и, во-вторых, где его хранить? 

В областном министерстве образования за-труднились ответить, сколько школ в нашем регионе соответствуют нормативам. Не будем пытать чиновников и рискнём предположить, что ни одной. Хотя бы потому, что не может школьное хозяйство первоклассника весить 1,5 кг. 

Кто отменил продлёнку

И, пожалуй, самый уязвимый пункт постановления – о дневном сне первоклассников на продлёнке. Именно из-за него во многих школах сократили или закрыли вовсе группы продлённого дня для первых классов. По новым правилам школа должна оборудовать в каждой группе отдельные спальни для мальчиков и для девочек. Кстати, решение вопроса с дополнительными помещениями, а также покупкой мебели и спальных принадлежностей авторы нововведения оставили директорам школ и муниципалитетам. А откуда появиться спальням, если у большинства учебных заведений нет для них ни подходящих помещений, ни денег на оборудование? Для многих директоров ответ оказался очевидным: чтобы не было проблем, лучше закрыть продлёнку.

«Новые СанПиНы будут применяться только к новым школам, – поспешила объяснить правовую неловкость пресс-секретарь министерства образования Сабина Гулиева. – Действующие школы будут организовывать дневной сон, если у них есть условия». Когда мы попросили подробных разъяснений, нам сообщили, что проверкой школ на предмет соблюдения СанПиНов занимается исключительно Роспотребнадзор, и посоветовали обращаться в это ведомство. 

Оказалось, что специалисты Роспотребнадзора осознают, что уложить после обеда всех первоклассников в ближайшее время не удастся. «Все понимают, что большинство школ не могут обустроить спальни. Санитарное требование есть, но за его невыполнение, по крайней мере, в этом учебном году школы штрафовать не будем, – пообещала начальник отдела надзора за условиями обучения и воспитания Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Ирина Сгибнева.  

Никто не спорит, что было бы очень хорошо, если бы первоклассники, утомлённые непривычно долгими занятиями, имели возможность немного передохнуть. Наверняка и большинство взрослых не возражали бы против послеобеденной сиесты. Но, к сожалению, реальность такова, что во многих школах не хватает кабинетов даже для занятий, а не то что для сна. Видимо, московские чиновники сидят слишком высоко и сверху им многого не видно. Хотя в июле в региональный Роспотребнадзор пришли поправки к постановлению, которые дневной сон переводят из обязательной нормы в разряд рекомендаций. Что сейчас делать с этим запоздалым раскаянием, непонятно. Ведь прежде чем поправка станет полноценным законодательным актом, пройдёт несколько месяцев. 

А пока Ирина Сгибнева снимает с санитарных медиков вину за закрытие продлёнок. «Если выбирать между продлёнкой, даже без спальных мест, и тем, что после учёбы дети будут предоставлены сами себе, мы за продлёнку. Хотя некоторые директора пошли по пути наименьшего сопротивления и предпочли оставить первоклассников без группы продлённого дня. Но мы не можем заставить директоров не делать этого, у нас нет для этого полномочий. Если кто-то говорит, что продлёнки закрываются из-за нас, это неправда», – заключила специалист.

У министерства образования на этот счёт своя правда. «Никакой официальной информации, кроме постановления главного санитарного врача, наше министерство не получало, – сказала начальник отдела дошкольного и общего образования Елена Осипова. – Мы знаем, что было совещание, на котором директорам школ пообещали не наказывать за отсутствие спален. Но просто со слов мы работать не можем. Если Роспотребнадзор отправит нам информацию, что для школ есть по-

слабления в исполнении СанПиНов, мы разошлём её в муниципалитеты. А пока мы ориентируемся на действующие документы», – ссылается на букву закона специалист минобразования. Как школам удастся выкрутиться из неудобной ситуации, станет известно не раньше конца месяца. Именно к концу сентября в министерстве обещают собрать информацию по учебным заведениям.

Если уж ведомства, которые призваны следить за исполнением новых правил, между собой договориться не могут, что ждать от школы, которой в этой цепочке досталась роль крайнего. Точнее крайними остались «беспродлёночные» дети и их родители. 

Видимость сна

«Так у нас получается, что документы и нормативы идут сами по себе и живут собственной жизнью, – пытается посмотреть на систему со стороны сотрудник Центра независимых социальных исследований и образования и одновременно психолог одной из иркутских школ Татьяна Тимофеева. – Искусство менеджера, то есть современного директора школы, и заключается в том, чтобы взять из нововведения хорошее и постараться воплотить его. Там, где нельзя воплотить, найдутся молчаливые договорённости с вышестоящими органами. На этом построена вся школьная система, что и говорить… А что касается новых СанПиНов, они благие, я не спорю. Но в них не написано главное – как всё будет реализовано. Чтобы подстраховаться, некоторые директора не закрыли совсем, а сократили количество групп продлённого дня. Например, было две – стала одна. Одна группа более мобильна, с ней проще работать – организовать дневной сон или создать его видимость».

Родительница одной из иркутских школ поделилась, что в их заведении прямо в коридоре расставили небольшие диваны. Для проверяющих придумана легенда, что во время продлёнки дети на них «отдыхают». 

Мы обзвонили больше десятка учебных заведений города Иркутска, в итоге удалось найти одну школу, в которой дети действительно спят после обеда. «У нас четыре первых класса, из них мы набрали две группы продлённого дня, – рассказывает заместитель директора школы №42 Людмила Лыкова. – Мы оборудовали две спальни – одну для девочек и одну для мальчиков. Лет шесть назад по просьбе родителей мы набирали в школу шестилеток, для них обустраивали спальни. Потом они влились в обычные классы, а оставшиеся от них кровати и постельки стали использовать только летом для площадки. Теперь они пригодились и во время учебного года».

Оригинальный способ организации группы продлённого дня придумали в школе №22: там родители забирают детей после уроков, а потом вновь приводят их на продлёнку. «В нашей школе у всех есть возможность забирать первоклассников в обед. За ними приходят родители, либо бабушки и дедушки, либо няни», – многозначительно заключила директор школы №22 Светлана Школьняк. Остаётся только порадоваться за счастливых школьников, за которыми есть кому присмотреть даже днём.

К сожалению, для большинства родителей отсутствие продлёнки становится неразрешимой проблемой. «Ради того, чтобы встречать внука из школы, мне пришлось стать надомницей. Мама нашего Вити уходит на работу на сутки, папа трудится в Ново-Ленино, поэтому пришлось пожертвовать своей работой мне», – рассказывает бабушка первоклассника из школы №65.

Директор этой школы Анатолий Шишмарёв подтвердил, что к нему уже обращались родители и просили вернуть продлёнку, которую в учебном заведении закрыли с нынешнего года. В прошлом учебном году была одна группа для первого класса. Но директор не спешит соглашаться на уговоры, говорит, что продлёнку за-

крыли по нескольким причинам, в том числе из-за того, что не хватает кабинетов. «К тому же сегодня в Роспотребнадзоре сказали, что не штрафуют за спальные места, а завтра придёт указание сверху и начнут наказывать. Они люди подневольные», – опасается директор школы.

«Это дурь, самая настоящая, – не скрывает эмоций Елена Попова, она бабушка перво-

классника, который не попал на продлёнку. – Хорошо, у кого полные семьи, а у нас папы нет, мама утром возит старшего ребёнка на тренировку, вот и приходится мне уходить с работы, чтобы отвести внука домой, и снова ехать на работу». 

Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Семён Круть отмечает: «Закрытие в школах групп продлённого дня из-за того, что теперь по новым СанПиНам нужно делать спальни в комнатах, безусловно, является нарушением прав детей и их родителей на доступное образование. Ведь не все родители могут забирать детей после учёбы, особенно если это касается учеников младших классов. Как правило, продлёнкой пользуются одинокие матери и родители, которые не могут отлучиться с работы». Семён Круть пообещал нам обратиться в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области и министерство образования, чтобы они решили проблему.

Примечательно, что большинство мам и бабушек, с которыми нам удалось поговорить, были очень недовольны тем, что их дети лишены продлёнки, но обращаться куда-то и требовать соблюдения интересов детей не спешили. «Я об этом не думала. Нет продлёнки и нет продлёнки, – меланхолично качает коляску со спящим ребёнком мама первоклассницы Арины. – Хотя мне очень неудобно с маленьким ребёнком два раза в день водить дочку в школу: сначала на уроки, потом после обеда на занятия музыкой». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры