издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лилия Мартюшова: «Самая большая ценность – общение»

  • Автор: Аксана ОЛЕФИР

«Мы – пассажиры одного корабля, имя которого – Земля. Но космонавтам в голову не придёт выкручивать винтики и гаечки в корабле. Мы не только раскручиваем гайки, мы оставляем целые бреши», – этими словами Солоухина заканчивала уроки биологии Лилия Григорьевна Мартюшова. А потом вместе со школьниками она шла заделывать эти «бреши»: рекультивировать выглядевшие как лунный ландшафт земли на отвалах Коршуновского ГОКа, высаживать саженцы в школьном лесничестве. Вот так, через практику, постигали её ученики смысл жизни. О Лилии Григорьевне «Восточка» уже писала, когда в 1988 году беспартийному учителю биологии средней школы № 3 Железногорска-Илимского указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание «Народный учитель СССР».

Мы встретились с Лилией Григорьевной на съезде учителей Иркутской области. «Знаете, меня удивило, что на пленарном заседании съезда говорили о деньгах, – сетует Лилия Григорьевна. – О том, сколько средств выделено по губернаторским грантам, по президентским… В наше время люди руководствовались совсем другой моралью. Тогда говорили: «Сначала подумай о Родине, потом о себе». Дело-то в том, что финансирование не каждому поможет. В погоне за рублём можно забыть о главном… 

Лилия Григорьевна признаётся, что в школу попала случайно. По первому образованию она агроном. Такую специальность приобрела из патриотических соображений: Коммунистическая партия призвала поднимать сельское хозяйство. Тогда в сельскохозяйственный институт был конкурс – девять человек на место. Но в родном селе, куда с мужем приехала Мартюшова, работы по специальности не нашлось, тогда и пошла она в школу учителем биологии. 

Поначалу дела шли неважно. Она только вышла на работу, как приехала областная комиссия с проверкой. Раздав ребятам задания, начинающая учительница поняла, что школьники не умеют самостоятельно работать. И урок получился плохой. В какой-то момент она даже собралась уходить из школы, да завуч вовремя осадила: «Не боги горшки обжигают!». Тогда Мартюшова стала набираться опыта, глядя, как ведут уроки учителя физики, литературы, математики, читала литературу по педагогике и психологии. И со временем стало получаться, Лилия Григорьевна почувствовала, что работа с ребятишками даёт ей вдохновение, поступила в Красноярский пединститут на химико-биологический факультет. Училась с интересом, сдавая экзамены экстерном, и за два года окончила институт. 

Сельских ребятишек она вспоминает с любовью: «С ними было легко работать, они были как воск. И преклонялись перед учителем. Помню, собрала тетради на проверку, а в одной на промокашке девчонка пишет подружке: «Интересно, какой муж у Лилии Григорьевны?». Я ответила: «Самый обыкновенный». И расписалась. Когда тетради раздала после проверки, она открыла, прочитала, покраснела. Мы по взгляду поняли друг друга. Детям тогда казалось, что учителя – люди необыкновенные и семья у них должна быть особенная».  

Лилия Григорьевна говорит, что тогда дети гораздо больше трудились, работая на полях и в животноводстве. В расписании старшеклассников была практика по сельхозпроизводству. «Помню, как с девчонками мы ходили на утреннюю дойку. Пешком шли три  километра до фермы и обратно, чтобы успеть на занятия в школу. И ведь не боялись ни волков, ни темноты. Как-то раз идём, а я приотстала. Слышу, девчонки говорят между собой: «А где наша Лиля?». Я отвечаю: «Да здесь я, здесь».  Им стало неудобно, что меня Лилей назвали, а мне понравилось: значит, равной считают».

А потом был Железногорск, там в школе № 3 Мартюшова проработала учителем биологии 30 лет. Лилия Григорьевна признаётся, что поначалу скучала по сельским ребятишкам. Рассказывает: «Я с собой привезла гербарии, чучела (это зять-охотовед научил). А ребятишки заходят на урок, смотрят на чучело глухаря и говорят: «Ой, ворона!». Меня это так поразило. А потом привыкла и к городским. Уже после, во время похода, меня сильно тронуло, когда мальчишки-пятиклашки делили, кто будет держать меня за руку». 

За три десятка лет, проработанных в школе, было сделано так много, что всего и не  перечислить… Татьяна Пирогова, начальник департамента образования Нижнеилимского района, говорит о своей землячке: «Горжусь, что Лилия Григорьевна – представитель образования Нижнеилимского района. Для меня, молодой учительницы, которая только пришла работать, да и для других коллег Лилия Григорьевна была тем человеком, с которого мы брали пример. Я помню  её опытные бригады, помню, насколько она активно вела методическую работу с педагогами, как её любили дети и тянулись к ней. Именно в нашей школе ей присвоили почётное звание «Народный учитель». Это человек, который всегда шёл впереди. Мы помним и ценим то, что Лилия Григорьевна сделала для нашего образования». 

Кабинет биологии был в школе настоящей лабораторией, причём большинство материалов сделано руками ребят. Тогда Лилия Мартюшова создала клуб «Берёзка», школьный экологический музей, а школьное лесничество на 1181 гектар леса работало в тесном содружестве с Шестаков-ским мехлесхозом, выполняя задания управления лесного хозяйства, кафедры лесоводства Иркутского сельхозинститута и кафедры ботаники педагогического института. Вместе со школьниками Лилия Григорьевна в лесничестве высаживала саженцы. Говорит, что меч Колесова (конусовидная лопата весом в шесть  кило-граммов) не страшил ребят: «Иногда мы с ними по два гектара леса садили за весну. Платили сущую ерунду, но мы не расстраивались». 

Мартюшова со школьниками озеленила пришкольную территорию, постоянно вела  научно-исследовательскую работу по заданиям научных учреждений. Её ребятишки становились многократными победителями олимпиад по биологии, призёрами Всесоюзных конкурсов школьных лесничеств, дипломантами ВДНХ, победителями областной выставки «Исследователи природы». А Лилия Григорьевна была дипломантом девяти областных педагогических чтений и научно-практических конференций, активно работала в обществе охраны природы. Чего стоят только названия её внеклассных мероприятий: «Суд над насекомыми», КВН «Растения, которые нас кормят, одевают, украшают», игра «Путешествие в страну Лесовия», аукцион «Знакомые незнакомцы», «Бюро добрых услуг по обмену семенами»… 

А какие индивидуальные задания она давала детям! «Обрати внимание на пришельцев с Севера – свиристелей и их гортанно-нежные «свирли-свирли». Чем они кормятся? Опиши особенности их окраски, обрати внимание на характерный хохолок». Лилия Григорьевна говорит, что она со своими питомцами была первопроходцем исследовательской работы: «Тогда я сама договаривалась, искала партнёров. Писала в разные институты, чтобы они нам давали задания. Например, из Санкт-Петербурга нам отправляли семена твёрдой пшеницы, чтобы мы её акклиматизировали». Лилия Григорьевна разработала программу «Эко-био-трио» (экология, биология для младшего, среднего и старшего возраста), создала экологические отряды, которые работали по пяти секциям: «Я учу старшеклассников, они учат средние классы, а те – младшеклассников, дают им задания. А потом проводим совместный слёт «Дети Земли». И газету свою выпускали». 

Лилия Григорьевна считает, что учитель должен иметь большой багаж знаний и постоянно его пополнять. И трудиться с вдохновением: «Нужно непрерывно самосовершенствоваться и  уметь заинтересовать учеников. Учитель должен чувствовать их. Однажды на меня ученица обиделась. Я смотрю, все пишут контрольную, а она – нет. Я подошла, погладила и спросила: «Таня, а ты  почему не пишешь?». Всё, ей было достаточно моей ладони, она повеселела, начала писать. Деспотом нельзя быть и панибратства нельзя допускать. Во всём нужна золотая середина». 

Она ребятишек и понимает, и любит, рассказывает, как они ходили на урок ботаники в парк: «Я им говорю: давайте любое растение, а я вам расскажу про него. Они бегом: а это что, а это? А я ещё и легенду расскажу. А после экскурсии, когда они писали отчёт о биологических особенностях растений, выяснилось, что они у меня стали сказки писать про растения. «Ландыш–князь, лесной богатырь…» и стихи. Вот Миша Журавлёв, ученик шестого класса, написал: 

Растёт на лужайке цветок дорогой 
И манит к себе наш  
подснежник родной.
К нему подойдёшь ты 
и тронешь рукой,
А он тебе, милый, кивнёт головой. 

Или Лера Ланцева: 

Ручей рябит струёй холодной,
Сверкает чисто-голубой.
Жарок – прекрасный сын природы
Тут открывает венчик свой.

А у старшеклассников уже на экскурсии – исследование. Они должны определить плотность лесопосадок. Тогда они видят целесообразность этих экскурсий и вывод делают о влиянии антропогенного фактора». 

Однажды, на встрече выпускников, уже взрослые, её ученики такие подробности уроков вспоминали… «Мы помним, как вы нам стебель пшеницы показывали, что он полый внутри…». Среди её учеников есть те, кто связал свою жизнь с биологией, экологией, охраной природы: охотоведы, агрономы, лесоводы, зоотехники и учителя. Это Валентина Журавлёва, Ольга Мордвинова, Татьяна Кириленко.

«Я прожила счастливую жизнь, она меня сводила с интересными людьми. Больше всего ценю дар общения. Потому что это самая большая ценность. У каждого человека нахожу такие черты, которым хочу поучиться. Потому что каждый в чём-то своём совершенен». 

Лилия Григорьевна говорит, что, если начать жизнь заново, она снова пошла бы работать в школу. И закончила бы ещё метереологический факультет и факультет философии к тому, что есть. А сейчас она в свободное от общественной работы время читает Набокова и Пауло Коэльо. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры