издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Плата за проезд

Иркутские блогеры-пешеходы предлагают отстреливать нерадивых водителей

20 пешеходов погибло в Иркутске с начала года. Отношения «двуногих» и «колёсных» – это настоящая война. И идёт она и на форумах, и в ЖЖ-блогах. «Наших братьев и сестёр, наших друзей, наших родных и близких сбивают на улице пьяные водилы, мотоциклисты и прочная мразь на крутых тачках, – пишет пешеход. – И ничего поделать нельзя. Потому что судья человек, адвокаты проворны, да и родители ублюдков не будут сидеть сложа ручки». «Ты платишь налоги за то, что ходишь по тротуарам? Автомобилисты платят за то, что ездят по дорогам. Сгинь, зануда!» – парирует автомобилист. Между тем, по данным ГИБДД, с начала этого года только 30% ДТП с участием пешеходов произошли по вине пеших. В 70% были виноваты водители.

Затевая эту тему в ЖЖ, я, пешеход, переживала, как придётся отбивать «наезды» автомобилистов. Как оказалось, водителей тема не очень волнует. Зато активно начали высказываться как раз пешие. Видимо, для «двуногих» этот вопрос больнее. В 2008 году Иркутская область была на втором месте в СФО по количеству дорожно-транспортных происшествий. Четыре тысячи убитых и покалеченных. Траурные венки по дорогам – свидетельство того, что кто-то решил покататься побыстрее, а кто-то – перебежать дорогу «поближе к дому». Результат – 654 смерти. «Врачи, что занимаются трансплантацией органов, летом бьют в ладоши, потому что в этот сезон ДТП исправно обеспечивает их материалом, – пишет блогерша near_birdie. – Особенно у врачей котируются мотоциклисты: пачками бьются молодые парни, у которых печень и сердце ещё в порядке». В Иркутске проблема с теми, у кого мотоцикл есть, а головы нет, – особенная. «Мой первый тесть как-то приехал домой и сказал: «До сегодняшнего дня я думал, что у мотоциклистов нет мозгов, – пишет iron_m. – Сегодня ехал мимо ДТП, увидел: оказывается, есть. Действительно серые». Конечно, обвинять всех байкеров Иркутска в тупости и хамстве глупо. Но кто объяснит родителям, что мотоцикл – это не лучший подарок сыну на 18-летие? Иногда они понимают это, только когда сын уже убил кого-то.

Как сообщили «Конкуренту» в пресс-службе ГИБДД Иркутска, с начала 2009 года в областном центре произошло 220 ДТП с участием пешеходов. В 49 случаях пострадали дети. А в пресс-службе ГУВД региона рассказали: с начала этого года на дорогах Иркутска свою смерть нашли 20 пешеходов. Статистика условно лучше, чем в прошлом году, когда за это же время под колёсами умерли 24 пешехода.

По каждому факту причинения тяжкого вреда здоровью или смерти на дороге возбуждается уголовное дело, пояснили в пресс-службе ГУВД. Сколько стоит покалеченный человек? Статья 264 УК РФ – «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Если водитель «по неосторожности» причинил тяжкий вред здоровью человека, то он может получить срок до пяти лет, попасть под арест на 2–6 месяцев. Или потерять свободу  на два года с лишением прав до трёх лет. Как показывает практика, даже в вопиющих случаях суды редко дают максимум. Обычно водитель, если он был трезв, получает или условный срок,  или двухлетнее лишение свободы с изъятием прав. В какие «цены» укладывается смерть пешехода? Не более пяти лет. С трёхлетним запретом водить автомобиль. Однако иркутские блогеры не слишком верят в правосудие. Вопрос «кто виноват» – очень скользкий. И зависит часто от добросовестности следователей и ума адвокатов.

«У меня старший брат погиб по вине человека, ехавшего в центре города со скоростью 140 км в час, – пишет один из иркутских блогеров, имя которого мы не называем. – Даже суда не было. Не говоря про денежную компенсацию для его семьи. Не было чёткой разметки на дороге, брат, возможно, тоже нарушал правила, тормозной путь превышен… Дык ни у кого радара не было, а тормозной путь на асфальте – не показатель. Утро, около 8 часов, влажность от росы и проч. шняга. Короче, не хотелось следователям этим заниматься и всё. А ещё может пропасть точная схема ДТП, поменяться показания свидетелей, да и куча всяких бумажек, которые играют важную роль». «Наших братьев и сестёр, наших друзей, наших родных и близких сбивают на улице пьяные водилы, мотоциклисты и прочная мразь на крутых тачках, – пишет beregov_net. – И ничего поделать нельзя. Потому что судья человек, адвокаты проворны, да и родители ублюдков не будут сидеть сложа ручки».

Из 220 ДТП в Иркутске по вине пешеходов произошло 65. Это 29,5%. В остальных почти 70% случаев были виноваты водители. «Просто с водителя спросить проще, – пишет один из иркутских блогеров. – По-любому, если ты сбил – значит виноват, либо скорость превысил слегонца, либо не подумал, что из-за кустов какой-нибудь козёл выпадет». Кусты, как и пешие козлы, судя по всему, находятся на всех центральных улицах города. Перейти дорогу в районе магазина «Слата» на улице Карла Маркса без отчаянного броска под колёса почти невозможно – большинство водителей «слегонца» не соблюдают основного правила: торможения перед «зеброй». Самые умные толкуют ПДД в свою пользу. Пункт 4.5. ПДД гласит, что «на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход для них будет безопасен». Из этого водители делают вывод: если пешеход стоит на обочине и дожидается «безопасного» перехода, ни уступать, ни снижать скорость они не обязаны. Любой пеший иркутянин скажет: ждать, когда схлынет сплошной поток машин перед остановкой «Джамбула», можно вечно. «Кидаться к ним под колёса, что ли?» – спрашивает kisko-visko. Самый оригинальный ответ на это я прочитала при обсуждении темы на иркутском портале www.babr.ru. «Собирайтесь большими группами на обочине и все вместе рысью перебегайте, чтобы нам не мешать», – заявил автомобилист. Свою гегемонию на дорогах водители объясняют весьма оригинально. «Ты платишь налоги за то, что ходишь по тротуарам? Автомобилисты платят за то, что ездят по дорогам. Сгинь, зануда!» – прочитала я на одном из форумов, где обсуждались новые штрафы, установленные Госдумой. 1 тысяча рублей для водителя, который не уступил на «зебре», и 200 рублей для пешехода, который прыгнул в неположенном месте.

В ГИБДД Иркутска «Конкуренту» сообщили, что пока объединённой статистики, сколько подобных штрафов было выписано, нет. Автомобилисты куда как расторопнее. В Сети на спецсайтах появились подробные описания, как «отмазаться» от штрафа, даже если факт был зафиксирован. Пункт 1.2 ПДД гласит, что водитель не имеет права «начинать, возобновлять, продолжать» движение, если оно может изменить направление или скорость движения пешехода на «зебре». То есть нельзя подталкивать бампером, сигналить, газовать, чтобы заставить человека «перейти на рысь». В Иркутске часть водителей, как известно, такими способами не гнушаются. Однако если человек захочет нажаловаться инспектору, то авторитетные юристы советуют шоферу «сделать пешехода виноватым» – пусть доказывает, что он вышел на «безопасный» переход.

«Менталитет общества, – считает katterfeld. – В Болгарии, например, бьются не меньше (южная страна, джигиты), но в городе все ползут с черепашьей скоростью и думать не думают бибикнуть зазевавшемуся пешеходу. Потому что понимают: пешеход беззащитен и он такой же человек, как и ты. Что делать? Не знаю. В Европе все послушные на дорогах, потому что штрафы запредельные. Но в России это не работает и работать не будет. Потому что всегда проще откупиться».

Иркутские блогеры-пешеходы в отчаяньи даже предположили, что ситуацию может решить только… легализация оружия. «Была тут мода одно время играть с таксистами в «гастелло»: везёт мужик пассажира мирно, а на него несётся чувак (как правило, юный и крутой), – пишет tavvitar. – И типа кто первый отвернёт. Ну, таксисты собрались в один прекрасный день и избили таких пару-тройку до полусмерти. А вот что делать пешеходам, непонятно». Некоторым понятно. «Помню, в 90-е годы в Иркутске был случай, – рассказывает datak. – Группа дураков развлекалась тем, что на полной скорости проезжала лужи, обрызгивая прохожих. Обрызгала мужичка. А тут – светофор. Машина встала, мужичок подошёл, достал волыну… И разрядил её во все баллоны. Тут водилы и обкакались».

«На дороге охреневаешь, потому что страшно», – пишет no_nesh. Кто сей блогер – пешеход или водитель, – он не уточнил. Да и не важно, на дороге, очевидно, охреневают все одинаково. «Вы тут, товарищи, из тех, видимо, кто за руль не садится, – ответил на вопли пешеходов oleg_fren. – Среди вас тоже полно идиотов. И мамаши с колясками, и бабушки с внуками (и это, заметьте, умудрённые опытом люди, сподобившиеся детей родить, а не малолетки какие-нибудь) ломятся под колёса, потому что подземные переходы для козлов из анекдота сделали. Иногда просто технически невозможно успеть затормозить перед такими образовавшимися неадекватными участниками дорожного движения, даже если со скоростью 60 км в час едешь». Кстати, по данным компании Profi Online Research, с введением новых штрафов в России число дисциплинированных водителей увеличилось на 27%, а вот пешеходов – только на 11%. И кому после этого хуже?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры