издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лев Новожёнов: «Я проживаю потрясающую жизнь»

На прошлой неделе Иркутск посетил популярный телеведущий, создатель многих телевизионных проектов, писатель-сатирик Лев Новожёнов. Сюда он приехал, чтобы провести мастер-классы для участников областного фестиваля «Байкальская пресса». В перерыве он пообщался с нашим корреспондентом. Ей он рассказал, для чего идеальное телевидение должно быть тихим и почему ему понравилось, как Барак Обама разделался с мухой. Сам Лев Новожёнов не оставил равнодушной ЕЛЕНУ ЛИСОВСКУЮ, которая лишь утвердилась в мысли, что таких людей, как он, – единицы.

– Лев Юрьевич, над чем вы сейчас работаете?

– Работы до фига. Я тружусь на телевидении, пишу, в том числе и колонки, преподаю в университете. Могу свадьбу провести, я на все руки мастер. Например, не так давно мне позвонили из агентства и попросили провести день рождения для одного олигарха из Алма-Аты. Оказалось, мы с ним очень похожи, просто один к одному. Он такой Новожёнов по-казахски. Это был довольно крупный заработок. В общем, за что деньги платят, тем я и занимаюсь. Но есть вещи, которые я делаю бесплатно. Это дружба, любовь. Могу старушку перевести через дорогу.

– Как вас заманили в Иркутск?

– Я за любой хипиш, кроме голодовки. Меня пригласил сюда мой друг Александр Иванович Куприянов. А когда друг зовёт и говорит: «Поехали на край света», его нельзя спрашивать, зачем мы поедем, сколько мы там заработаем и так далее. Для меня всегда было важным ездить по стране, чтобы не застояться, сменить пейзаж. Так прошла вся моя жизнь, и так же она и продолжается. Я проживаю потрясающую жизнь, необыкновенно интересную. С самого её начала. Что дальше будет, я не знаю. Но есть у меня большое опасение, что за всё это мне придётся страшно расплачиваться в будущем. Не так много людей, которые смогли бы увидеть то, что я: вчера мы побывали в Листвянке возле памятника Александру Вампилову, а сегодня я сижу с вами в Иркутске. И это удивительно, поэтому я считаю себя счастливым человеком.

«Лев Юрьевич хороший друг, умнейший и добрейший человек. Это он только внешне производит впечатление сноба из-за своей манеры говорить, – подключается к разговору друг телеведущего, глава Издательского дома Куприянова Александр Куприянов. – Он очень тонкий и доброжелательный и, в отличие от меня, никогда ни на кого не нападает. Он не ссорится и не вступает в конфликты. И он, и я, мы – уходящая натура. Таких людей осталось очень мало».

Они начали профессионально дружить с тех пор, как на канале НТВ появилось «Времечко» со Львом Новожёновым, а Александр Куприянов запустил первую в России жёлтую «Экспресс-газету». Газета искала интересные истории, которые часто становились темой «Времечка». А знали они друг друга ещё с советских времён, когда Новожёнов был заместителем редактора «Московского комсомольца», а Куприянов – от-ветственным секретарём в «Комсомольской правде». «Тогда газеты друг с другом соперничали: «МК» был уличной задиристой газетой, а «КП» как старшая сестра его ставила на место», – вспоминает Куприянов. Однако на вопрос, как долго они дружат, оба хором отвечают: «Всю жизнь!».

– Лев Юрьевич, неужели Иркутск показался вам краем света?

– Мне понравился город. Особенно старые дома, они похожи на лица людей с закрытыми глазами, которые заснули. И мне интересно, что нужно сделать, чтобы они всё-таки их открыли.

– А что для вас Москва?

– Всё! Могу ответить словами Пушкина:

«Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг,
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!».

Есть и другое стихотворение, эротическое, собственного сочинения:

«И пусть светло, подумаешь, светло,
И пусть глядят, как будто это важно,
Москву целую в самое метро
И нежно-нежно по бульварам глажу».

Поэзия и классическая литература – серьёзнейшие увлечения Льва Новожёнова. «Вчера Лёва читал стихи Пушкина на Байкале, -– рассказал Александр Куприянов. -– Вся наша компания просто «запала», насколько точно, верно и в жилу были эти стихи. Они не воспринимаются как анахронизм, а слушаются как сегодняшнее, современное».

Лев Новожёнов любит Гоголя, Чехова, Толстого. Совместно с товарищами (их пять) и примкнувшими к ним литераторами, журналистами и писателями он организовал в Москве клуб с говорящим названием «0,5». Здесь они рассуждают о классической литературе и современных писателях, и именно это позволяет им как-то выжить в современном веке, считает Александр Куприянов. «В веке, когда стандарты жизни и литературы подменяются суррогатом, а Лев Юрьевич – человек, который не терпит суррогата, и он не понимает и не принимает эти стандарты».

– Сейчас принято говорить, что Москва не резиновая. Что вы думаете по этому поводу?

[/dme:i]

– Москва – лучший город России, это мощный магнит, он притягивает людей, которые хотят проверить свою состоятельность – выдержат в Москве или нет. Именно поэтому люди стремятся в лучшие газеты, на лучшее радио, телевидение. Москва принимает всех, например, моя жена приехала из Воронежа. На НТВ вообще работают ребята из самых разных городов, и никому не приходит в голову задирать нос: мол, ты не коренной москвич.

Хотя сейчас Москва немного другой город, чем тот, в котором я родился. Позавчера мы встречались со знакомыми в кафе на Комсомольском проспекте. Рядом со мной и женой сидели две девицы, которые время от времени переходили на немецкий, наверное, чтобы мы их не понимали. Получается, что ты вроде как и сидишь в этом кафе и вроде как для них не существуешь. В Москве сейчас много дорогих машин, на которых ездят практически дети. Я спросил у жены: «Марина, откуда у них такие дорогие машины?». Она ответила: «Или родители купили, или богатые покровители у девушек». Это совершенно новое поколение. «Здравствуй, племя младое, незнакомое». В Москве осталось мало мест, которые не изменились. Но есть заветные места, совершенно потаённые, куда туристы не заезжают и даже москвичи там не всегда бывают. Это улица Дружбы, Ботанический сад, Чертаново, Бирюлёво…

«Лев Юрьевич – представитель прослойки «старых москвичей», для которых хлебосольство, чай с вареньем и деньги на обратный билет для друзей и знакомых не были чем-то из ряда вон выходящим. В Москве ещё остались такие люди, но их очень мало, – считает Александр Куприянов. – Сейчас в столице много лимитчиков, которые живут совершенно по другим законам».

– Что вы думаете о современном телевидении?

– А что говорить про телевидение? Это носитель, как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и будет. Когда только начинаешь там работать, чувствуешь себя, как космонавт, который впервые вышел в открытый космос, – это нечто необыкновенное, всё сверкает и блестит. Я думаю, мы придём к тому, что важно будет то, что ты там скажешь и какой след оставишь.

Вообще телевидение – убийца времени; киллер, который делает контрольный выстрел в голову. Иногда думаю: как раньше люди жили без телевизора и радиоприёмника, день такой длинный, чем они его заполняли? Получается, что, с одной стороны, без ТВ невозможно, а с другой – нужно сделать его человеческим, простым. Я тут новую передачу придумал. Представьте: сижу я в хорошо оформленной студии за хорошо сервированным столом, где много посуды, столовых приборов. Играет музыка, я ничего не говорю, есть только одно действующее лицо – официант, который приносит мне салат. Я его очень красиво ем, внизу идёт бегущая строка: «Салат овощной, огурцы, помидоры…». Потом приходит официант, забирает тарелку из-под салата, приносит суп. Я его ем. И вот так 26 минут. Думаю, это прекрасно. Знаете почему? Потому что телевидение – это домашний сумасшедший, который живёт в комнате, он что-то говорит, а на него не обращают внимания. Я думаю, что моя передача была бы воплощением идеального телевидения – тихого.

– Что из увиденного в последнее время вам запомнилось?

– Гениальный телевизионный ход – Барак Обама и муха. Муха в прямом эфире – это огромная проблема, как кошка на сцене. Все перестают следить за тем, что происходит, и смотрят только на муху. А эта в одно мгновение переплюнула Пэрис Хилтон и Ксению Собчак. Она стала мировой звездой, но ценой собственной жизни. Искусство требует жертв. Барак Обама не стал делать вид, что мухи нет, а взял и прихлопнул её. Есть мнение, что она была электронной, что это специальная разработка спецслужб, а Обама три дня в кабинете тренировался, чтобы попасть по ней. Но всё это чепуха. Перед тем как прихлопнуть насекомое, он попросил оператора показать муху крупным планом, а потом спросил у ведущего: «Джим, ну как я это сделал?». Тот ответил: «По-моему, превосходно, господин президент». И беседа потекла дальше, хотя мало кто теперь помнит, о чём тогда говорил президент. Вот как должен вести себя первый человек в государстве. По-моему, это метафора: Обама показал всем, каким будет адекватный ответ. Это более содержательно, чем если бы он пошёл в магазин рядом с Белым домом и спросил, сколько стоит свинина. Тем более что рынок сам определяет, что сколько стоит. А первое лицо государства должно делать такие вещи, которые поднимают градус общественной жизни.

– О чём вы мечтаете?

– Я бы хотел, как Александр Иванович, написать книгу: не роман, а листов 15. Но чтобы это произведение что-то говорило уму и сердцу. А все восклицали: «Вот это он молодец! Мы этого не могли сказать, а он сказал». Хотел бы увидеть, как внучка, ей сейчас три с половиной года (ёе фотография установлена в качестве заставки на мобильном телефоне Льва Юрьевича. – «Конкурент».), выходит замуж. Мне любопытно, какой у неё будет молодой человек. У меня к ней совершенно мужская любовь, я на неё с обожанием смотрю, а будет совершенно другой мужчина, будет её обнимать, целовать. Ещё одна мечта – с долгами хочу рассчитаться побыстрее. Знаете, есть такая книга – «Старик и море долгов»? Вот это самые главные мечты, я вам полностью раскрылся.

Лев Юрьевич Новожёнов родился 24 октября 1946 года в Москве.
Учился на историческом факультете МГПИ им. В.И. Ленина, затем окончил редакторское отделение полиграфического института.
Работал корреспондентом газет «Московский водник», «Литературная Россия», инженером в бюро по охране и реставрации памятников Подмосковья. Был заместителем главного редактора газеты «Московский комсомолец». В 1993 году пришёл работать на телевидение, стал одним из создателей в рамках телекомпании ATV информационно-публицистической программы «Времечко». Был руководителем и одним из ведущих этой программы, а потом – заместителем генерального директора IV канала «Останкино». В числе программ, которые он создал,
«Сегоднячко», «Старый телевизор», «Антропология», «Тушите свет», «Страна советов» (НТВ) и так далее.
Лев Новожёнов был руководителем службы информации телекомпании, вице-президентом ATV, заместителем генерального директора ЗАО «Телекомпания Новая студия», художественным руководителем женского канала «Она» (НТВ).
В декабре 2007 года вместе с Дмитрием Дибровым основал портал Top4top.ru. Осенью 2008 года ушёл с поста главного редактора портала. Главный редактор Zadelo.tv, созданного коллективом редакции Top4top после ухода с портала.
Женат. Имеет сына и дочь, воспитывает внучку.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры