издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Открытие" Иркутской губернии

"Открытие"
Иркутской губернии

Лев ДАМЕШЕК,
Ирина ДАМЕШЕК

Со времени
образования Древнерусского
государства в 9 в. и вплоть до начала
20 столетия наблюдается постоянный
рост территории России,
сопровождающийся включением в ее
состав новых окраинных земель,
заселенных зачастую нерусскими
народами. К началу 20 в. Россия
охватывала гигантскую территорию в
18 млн. кв. верст, объединяющую два
континента — Европу и Азию, с
населением свыше 160 млн. чел.,
говорящим почти на 150 языках.

Российская
империя формировалась на
протяжении многих столетий, однако
на всех этапах для московских, а
затем петербургских Рюриковичей и
Романовых на первом месте стояли
задачи не столько хозяйственного
освоения, сколько политического
взаимодействия с вновь
присоединенными землями,
организация местного управления и
административного устройства в
соответствии с потребностями
государства. В отличие от многих
единых государств в Европе, которые
складывались и развивались как
мононациональные, Россия всегда
была страной многонациональной.
Народы России принадлежали к
различным расам и языковым группам,
находясь на разных ступенях
развития, отличались религией и
психологией. В Российской империи
существовала огромная разница
между территориями в экономическом
развитии. Региональные особенности
управления отдельными
территориями вырабатывались
правительством по мере вхождения
этих регионов в состав России и
упрочения власти и авторитета
центрального правительства.

Понятие
"окраина" входит в практику
московских дьяков в период борьбы
Великого московского князя за
объединение земель. При этом
подразумевалось, что инициатива
объединения русских земель может
исходить только из центра, которым
была Москва. Иные города,
расположенные на окраине,
объединительным центром выступать
уже не могли. Так постепенно
вырабатывалась идеология
взаимоотношений и понятий
"центр" и "периферия",
"окраина". Именно в этот период
Российской истории под
"окраиной" стали пониматься
земли, не только удаленные от
"центра", но и находящиеся в
подчиненном к нему положении.

В истории
России XVII в. в условиях
совершенствования модели
управления и усложнения функций
государственного аппарата,
стремления к политическому
единству огромного, но весьма
разнообразного по характеру
социального устройства и
этническому составу населения
государства, во внутренней
политике правительства можно
отчетливо наблюдать тенденцию к
административно-финансовой
унификации и в то же время учета
территориальных и национальных
особенностей окраин империи.

Восемнадцатый
век ознаменовался попытками
ликвидации остатков былой
самостоятельности пограничных и
окраинных земель. С конца XVIII в.
внутренняя политика
характеризуется унификацией
системы и методов
административно-политического
контроля за окраинами. С этого
времени окраинная политика
становится важной частью
общероссийской системы управления.

История
освоения окраин в Российской
империи вовсе не сводится к
проблемам земледельческой
колонизации, колониальной
эксплуатации. В истории России
немаловажное значение играл и
процесс интеграции окраинных
земель в единое административное
пространство и общероссийский
хозяйственный механизм.

В каждом
конкретном случае набор признаков,
попадающих под понятие
"периферия", сугубо
индивидуален. "Окраина" —
понятие не только экономическое,
политическое, но и географическое,
исторически сложившееся
пространство. Это пространство
может иметь отличное от центра,
иных периферийных территорий
административное устройство,
особенности в экономическом
развитии, этническом составе
населения, его менталитете и т.д.

В 16 в. Сибирь,
как новый край русского
государства, находилась в
юрисдикции Посольского приказа,
под управлением которого были
сосредоточены все восточные
окраины страны. Быстрый рост
сибирских территорий заставил
правительство образовать в 1637 г.
новый орган по управлению краем —
Сибирский приказ — центральное
учреждение с областной
компетенцией. Во главе его был
поставлен известный боярин, князь
Борис Михайлович Лыков. Поначалу
приказ находился на территории
Кремля, а затем его перевели в новый
гостиный двор Китай-город, где он и
находился до ликвидации в середине
18 в.

Сибирский
приказ, в отличие от иных областных
приказов, имел очень широкие
полномочия: прежде всего он
занимался административными
вопросами, ведал сбором налогов и
податей, таможенными делами,
сношениями с Китаем и Монголией.

Во главе
приказа находился судья
(начальник), дьяки и многочисленные
подьячие.

Как правило,
в 17-18 вв. Сибирский приказ
возглавляли представители высшей
московской бюрократии: князья
Никита Иванович Одоевский, Алексей
Никитич Трубецкой, Иван Борисович
Репнин и другие. Сам этот факт по
замыслу правительства должен был
свидетельствовать о том, какое
значение придавала Москва
организации управления на
восточных окраинах России.

В 17 в.
основной единицей
административного деления Сибири
был уезд. Формирование уездов шло
по мере включения в состав России
новых территорий. В связи с быстрым
ростом сибирской "государевой
вотчины" возникла потребность в
создании "собственного"
административного центра, каким и
стал основанный в 1587 г. Тобольск.

Тобольскому
воеводе подчинялись воеводы всех 19
сибирских уездов и острогов.
Важнейшей задачей сибирской
администрации стало упрочение
связей вновь присоединенных
территорий с Россией и сбор ясака.
Власть воевод была фактически
бесконтрольной. Взяточничество и
произвол в сибирских канцеляриях
стали обычным явлением.
Многочисленные сыски и обыски не
могли прекратить злоупотребления.

В 18 в. на
административное устройство и
управление Сибирью значительное
влияние оказал процесс перехода от
сословно-представительной
монархии к абсолютизму. Начало
петровских административных
преобразований почти не коснулось
Сибири. По первой областной реформе
1708 г. весь край был объединен в одну
Сибирскую губернию с центром в
Тобольске. Из восьми губерний,
образованных Петром I, Сибирская
была самая обширная по территории.
Ее первым губернатором был
назначен представитель русского
княжеского рода Матвей Петрович
Гагарин, прибывший в Тобольск лишь
в 1711 г. Его деятельное правление
ознаменовалось неслыханным
лихоимством. В 1721 г. он был казнен по
указу Петра за "злоупотребление
властью и упорство в сокрытии
пособников". Вместо него Петр
назначил губернатором князя
Алексея Михайловича Черкасского.
Но при нем даже более суровые меры
устрашения не могли сломить
произвол зарвавшихся чиновников.

По второй
областной реформе
административно-территориальное
устройство Сибири было приближено
к европейской России. Огромный
зауральский край был разделен на
Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую
провинции, главным лицом в которых
являлись генерал-губернаторы. В их
руках находилась огромная власть:
финансовая,
административно-полицейская,
судебная и иные функции. Власть в
уездах сосредотачивалась в руках
воевод, которые, подобно
губернатору, были полными хояевами
на подведомственной территории.

В 30-х гг. 18 в.
появились новые узаконения,
дополнявшие созданный ранее
аппарат власти. В 1736 г. Иркутская
провинция получила
самостоятельность и вверена
особому вице-губернатору,
подчиненному непосредственно
восстановленному в 1730 г. Сибирскому
приказу. Отныне Сибирский
губернатор, резиденцией которого
по-прежнему оставался Тобольск,
управлял только Тобольской и
Енисейской провинциями. Так было
положено начало административному
делению Сибири на Западную и
Восточную. В основе этого подхода
лежало убеждение правительства в
том, что "единому" сибирскому
губернатору "за дальним
расстоянием… великая
неспособность в управлении
имелась".

19 октября 1764
г. произошло знаменательное
событие в истории Прибайкалья. В
этот день последовал знаменитый
указ Екатерины II о наименовании
Сибири "Сибирским царством" и
об учреждении в ней новой
самостоятельной губернии —
Иркутской. Таким образом, как
самостоятельная административная
единица Иркутская губерния
(область) существует с 1764 г. В
территориальном отношении это была
одна из самых крупных губерний
империи. Она состояла из Иркутской
провинции с Иркутским, Киренским и
Балаганским уездами; Удинской
(Верхнеудинской) провинции с
Удинским, Селенгинским,
Баргузинским и Нерчинским уездами,
Якутской провинции с Якутским,
Илимским, Алданским и Олекминским
уездами.

Сегодня это
территория таких субъектов
федерации, как Иркутская и
Читинская области, Республики
Бурятия и Саха (Якутия), Агинский и
Усть-Ордынский Бурятский
автономные округа. Хотя в России 17-18
вв. система управления
определялась режимом
крепостнического государства, тем
не менее и его опыт по упрочению
единства и сплоченности
государства может и должен быть
востребован и осмыслен.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры