Денис Сафронов: «Лесными ресурсами нужно пользоваться разумно»
Денис Сафронов занял пост министра лесного комплекса Иркутской области совсем недавно, всего лишь две недели назад. С тех пор каждый день приходит на работу первым, и даже его секретарь не знает, в каком часу утра начальник появляется в кабинете. О том, что министр уходит последним, и так все знают – по должности положено. О том, в каком направлении будет двигаться министерство, Денис Сафронов рассказал нашей газете.
– На ваш взгляд, какие задачи стоят перед министерством?
– Задачи министерства определены его положением и остаются неизменными – это управление в сфере лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Иркутская область занимает лидирующее место в России по заготовке и переработке древесины. На прошлой неделе у меня состоялась первая командировка в Усть-Кутский район в составе делегации губернатора Иркутской области. Побывали на новом комбинате Транссибирской лесной компании. Это крупное предприятие, где установлено современнейшее оборудование по переработке древесины. Пока работает в опытном режиме, но планируется, что в ближайшее время выйдет на проектную мощность. Для района это важное событие, со временем там будет создано около 500 рабочих мест, что немало для северной территории.
Надеюсь, в ближайшее время у меня будет возможность побывать и на других предприятиях, выбраться в отдалённые территории. Сидя в кабинете, можно превратиться в чиновника, который просто перекладывает бумажки. Чтобы по-настоящему познакомиться с отраслью, получить реальное представление о положении дел, нужно выезжать на места, встречаться с людьми, обсуждать проблемы. Уже на следующем этапе необходимо привлекать специалистов, учебные и научные организации для выработки управленческих решений. На сегодня у нас в лесном законодательстве много пробелов и неточностей, которые являются препятствием в развитии лесной отрасли. Могу сказать, что уже начата работа по подготовке законопроектов о внесении изменений в областной закон, регламентирующий деятельность пунктов приёмки и отгрузки древесины, и в закон об исключительных случаях заготовки древесины для государственных и муниципальных нужд.
– Расскажите немного о себе: откуда вы родом, где учились?
– Родился в Чите, закончил Читинский государственный технический университет в 2001 году по специальности «Экономика и управление на предприятии», а в 2002 году по специальности «Юриспруденция». С 2005 года работаю на госслужбе, начал трудовую деятельность юристом в комитете по финансам Читинской области, с 2008 года работал в управлении лесами Читинской области. Последняя должность – первый заместитель руководителя государственной лесной службы Забайкальского края. Приходилось решать вопросы, связанные с лесопользованием, государственным лесным контролем и надзором, активно занимался вопросами ненадлежащего выполнения лесопользователями своих обязательств, осуществлял контроль за выполнением госконтрактов и госзаданий, занимался совершенствованием регионального лесного законодательства Забайкальского края в целях повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
– В Иркутской области вам досталось гораздо более мощное хозяйство…
– В общем не хотелось бы сравнивать, наверно, это будет некорректно. Но масштабы совсем другие, это бесспорно. Даже площадь лесного фонда в два раза больше, чем в Забайкальском крае, развивается лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. Может быть, поэтому здесь сразу бросается в глаза проблема нехватки специалистов-лесников. Наверное, это вызвано тем, что выпускники вузов, владеющие лесными специальностями, предпочитают устраиваться на крупные лесопромышленные предприятия.
На сегодня большой объём древесины заготавливается и вывозится за рубеж, при этом область получает не очень значительные доходы от использования лесного ресурса. Нужно выработать политику, которая позволит повысить эффективность использования леса. Прежде всего, нужно провести анализ инвестиционных проектов, анализ работы арендаторов лесных участков. Необходимо обратить внимание на тех арендаторов, которые на протяжении многих лет не используют свои участки, не выполняют лесохозяйственные и противопожарные мероприятия, имеют задолженность по платежам в бюджеты различных уровней. Участки простаивают, и нужно принимать меры вплоть до изъятия участков, для того чтобы эту ситуацию исправлять.
– В нашем регионе не только самые высокие показатели лесозаготовки, но и самая высокая лесистость. Как вы думаете, вырубая леса такими темпами, сумеем мы сохранить нашу тайгу?
– Лес – это восполняемый ресурс, им нужно пользоваться. Никакой трагедии в этом нет. Другое дело, что пользоваться нужно разумно, занимаясь лесовосстановлением. Государство обозначило правила, и лесозаготовитель обязан их соблюдать. Основной вред тайге наносят как раз пресловутые «чёрные лесорубы», которые никаких правил знать не желают, и лесные пожары. Конечно, это и экономический и экологический ущерб. Значит, нужно усиливать лесную охрану, нужно бороться с нелегальной заготовкой древесины, совершенствовать систему по борьбе с лесными пожарами.
– Вот и снова мы возвращаемся к нехватке кадров. Что нужно сделать, чтобы лесников стало больше?
– Увеличивать финансирование… Эти средства выделает федерация согласно утверждённым нормативам. Норматив рассчитывается исходя из площади лесного фонда и многих других показателей. В любом случае мы должны в эти нормативы вписываться. Предложения об увеличении финансирования из регионов неоднократно направлялись.
Ежегодно проблема эта наиболее остро встаёт во время тушения лесных пожаров. Нельзя же заранее предугадать, какие средства потребуются на борьбу с огненной стихией, на то она и стихия. Как правило, выделяемых средств бывает недостаточно. Даже в этом году мы ещё не получили средства на покрытие кредиторской задолженности прошлого года. Но Рослесхоз этим вопросом очень озадачен, потому что всем ясно, что лесопожарную службу нужно модернизировать. В частности, создаётся резервный финансовый фонд в Федеральном агентстве лесного хозяйства, который мог бы распределяться в текущем году на превышение первоначально предусмотренных затрат.
– Ваша родная Чита расположена рядом, так что можно предположить, что в Иркутске вы уже бывали. Нравится вам город?
– Конечно, и в Иркутске, и на Байкале я бывал не раз. Красивый старинный сибирский город с богатой историей. Мне здесь уютно. Семье моей тоже здесь нравится. У меня жена и два сына. Младшему пять лет, наверное, придётся отдавать его в частный садик. А старшему девять лет, и 1 сентября он пойдёт в одну из иркутских школ.
Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить всех работников лесного комплекса с наступающим профессиональным праздником и пожелать крепкого здоровья, успехов в работе и простого человеческого счастья.