издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мэр признался во взятке

Вчера мэру Братска Александру Серову было предъявлено обвинение по ст. 290 ч. 4 («Получение взятки»). Он был задержан в ночь со 2 на 3 февраля в собственной квартире. Следствие располагало данными о том, что Серов получил взятку в сумме более 5 млн. рублей и вымогал 15 млн. рублей. Задержание градоначальника было громким в прямом и переносном смысле: дверь его квартиры вскрывали автогеном при большом стечении народа. На следующий день отдельные горожане провели митинг в защиту Александра Серова, зато депутаты Братской думы поспешили начать процедуру его отставки. Развязка скандальной истории была такой же стремительной, как и её начало. Уже в четверг Александр Серов написал заявление об отставке. А в пятницу в Следственном комитете по Иркутской области сделал официальное заявление о том, что во время допроса он дал признательные показания. Когда верстался номер, Братский суд решал вопрос об аресте Серова.

Задержание мэра произошло в ночь со 2 на 3 февраля и уже успело обрасти слухами. Существуют, по крайней мере, три версии этих событий: официальная – озвученная следственным комитетом, неофициальная – рассказанная очевидцами произошедшего, и субъективная – заявленная коммунистами. 

По версии следствия, в январе этого года в правоохранительные органы на Александра Серова пожаловался некий предприниматель, который сообщил, что с прошлого лета братский мэр вымогает у него 15 миллионов рублей за подписание договора аренды имущества, находящегося в собственности у города, сообщил «Иркутскому репортёру» старший помощник главы следственного комитета Владимир Саловаров. Предприниматель этот утверждал, что «с августа по январь 2010-го» успел передать Серову более 4 млн. рублей, а в начале этого года мэр снова потребовал денег. 

На сайте Иркутского отделения КПРФ в официальном заявлении партии личность предпринимателя раскрывается. Это «коммунальный барон, монополист в сфере ЖКХ» Александр Гаськов, совладелец «Тепловодоканала» Братска. Кроме того, он является генеральным директором ООО «Падунская коммунальная компания», депутатом Заксобрания Иркутской области и членом партии «Справедливая Россия». «Вчера Гаськов напросился на встречу с мэром Серовым, провёл с ним разговор в присутствии двух сотрудников администрации, затем вызвался довезти мэра домой», – сообщается в заявлении коммунистов. 

Как полагает следствие, именно в это время Гаськов передал Серову «свыше одного миллиона рублей» меченых купюр. 

– После этого в 22.30 Серов зашёл в подъезд дома №52 по улице Муханова, а за ним проследовали оперативники ФСБ и следователь СК, – рассказал Владимир Саловаров. – Однако подозреваемый успел закрыть за собой дверь в квартиру, на требования открыться не реагировал и вообще забаррикадировался дома. Как говорится на сайте коммунистов, Серов в это время позвонил депутату Госдумы РФ Сергею Левченко, который в свою очередь связался с дежурным по ГУВД области и дежурным по ФСБ области, но оба офицера пояснили, что по линии их ведомств оперативная работа в этот момент по мэру Братска не ведётся.

Между тем следователи СК и оперативники ФСБ, находящиеся под дверью мэра, посчитали, что «возникла реальная угроза уничтожения вещественных доказательств», и решили взломать дверь в его квартиру.

Событие привлекло активистов из общественного движения «Волна», которые «с целью удовлетворения личного любопытства» тоже прибыли в подъезд Серова. Позже один из любопытствующих описал «обыск мэра Братска глазами очевидца» на сайте Bratska.net. Он сообщил, что по прибытии на место (примерно в половину двенадцатого) «горком КПРФ собирал народ у дверей мэра, чтобы придать этому делу общественный резонанс и обеспечить максимальное количество свидетелей», а у подъезда стояли «две пожарные машины – одна с лестницей, другая с оборудованием (генератор, болгарки и пр.)». 

После получения – сжечь 

По информации из администрации города Братска, дверь в квартиру Серова вскрыли около 00.15. К этому времени к месту событий прибыла депутат Заксобрания Ирина Рычкова. По словам очевидцев, Серов сам открыл ей дверь. Рассказывают, народ начал агрессивно отталкивать силовиков от дверей квартиры мэра. «Сотрудники», в свою очередь, стали говорить, что толпящиеся у двери люди нарушают закон, хотя сами «были в штатском и никто удостоверений не предъявил». В итоге силовики зашли в квартиру, проведя вовнутрь «своих» понятых. Понятых из подъезда дополнительно взять отказались категорически. 

По словам Саловарова, «во время обыска обнаружилось, что наши опасения подтвердились и мэр действительно пытался избавиться от денег: часть сжёг, часть – выбросил в окно». Между тем Ирина Рычкова заявила «Иркутскому репортёру», что присутствовала при обыске и своими глазами видела, что в квартире не было «ни денег, ни пепла». Кроме того, она сообщила, что часть предъявленных руководителем местного отделения ФСБ Жаровым бумаг о легитимности обыска была без печатей.

– Не знаю, кто там что заявляет, но всё было законно, – отрезал Владимир Саловаров. – Постановление о возбуждении уголовного дело могла подписать только руководитель следственного комитета области Алла Никонова, она и делала это. А во время обыска часть денег наши следователи в присутствии понятых и вправду собирали под окном квартиры мэра. Сейчас ведётся подсчёт всей суммы, которую удалось изъять. 

А город подумал – ученья идут

В ту же ночь был проведён обыск в квартире сына Серова. Кроме того, как сообщает пресс-служба ИРОПП КПРФ, «четыре неизвестных, два из которых были одеты в форму милиции, проникли в здание администрации Братска, сообщив на пульт ГО и ЧС о ночных учениях. Ими был вскрыт личный кабинет мэра, без информирования кого-либо из сотрудников администрации, и проведён обыск. В 8.45, за несколько минут до начала рабочего дня, чтобы не быть уличёнными, они поспешно покинули здание администрации». 

Александр Серов к тому времени был задержан. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье «Получение взятки в крупном размере, сопряжённое с вымогательством» (ч. 4 ст. 290 УК РФ). Мэру может грозить до двенадцати лет лишения свободы.

Мнения разделились

Уже вечером 3 января появились слухи, что Александр Серов «дал признательные показания и написал заявление об уходе с поста мэра». На тот момент Владимир Саловаров отказался комментировать следственные действия, заявив, что «не в курсе этого». Однако в пятницу вечером он сообщил «Иркутскому репортёру», что в ходе допроса Серов дал признательные показания. Саловаров подчеркнул, что «у  подозреваемого были изъяты помеченные купюры» и в «смывах» с рук обнаружены метящие вещества. 

Тем не менее депутаты Думы Братска в Иркутской области поспешили начать процедуру отставки Александра Серова, насчитав пять объёмных причин, демонстрирующих, что «деятельность мэра города Братска А.В. Серова и администрации города Братска привела к значительному ухудшению социально-экономической ситуации в городе». Подписи под обращением об отзыве Серова ещё в среду поставили 22 депутата Думы. Но в конечном счёте заявление о сложении полномочий городской голова к вечеру четверга написал сам. Председатель городской Думы Константин Климов подтвердил, что заявление Александра Серова о сложении полномочий мэра Братска по собственному желанию поступило в администрацию и официально зарегистрировано 3 февраля в 18.00 по иркутскому времени.

За четыре часа до этого коммунисты организовали митинг в поддержу мэра. На сайте администрации города уточнили, что акция была несанкционированной. Участники требовали освободить Александра Серова. СК, в свою очередь, обратился в суд с ходатайством о его аресте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры