издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Партийная вертикаль Константина Зайцева

Депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по энергетике Константин Зайцев – человек открытый и готовый к общению, несмотря на то что он второй раз стал депутатом Государственной Думы, работал главным федеральным инспектором, а значит, представителем федеральной власти в Иркутской области и УОБО. Сейчас Константин Зайцев в комитете по энергетике курирует атомную энергетику, поэтому первый вопрос нашего корреспондента Дмитрия Шибанова – «Как сегодня в России чувствует себя мирный атом?».

Константин ЗАЙЦЕВ: Президент Медведев в своём программном обращении «Россия, вперёд!» назвал развитие атомной энергетики в числе приоритетов. К 2020 году в стране должно быть сдано в эксплуатацию столько энергоблоков, сколько было в советский период. Это не прихоть и не каприз, это требование времени. Стране нужна электро-энергия, и сегодня мы строим и будем строить АЭС. Кстати, сегодня настоящий бум строительства атомных станций мы наблюдаем в Европе – это ответ мировой экономики высоким ценам на энергоносители.

Другое дело, что атомная энергетика должна быть безопасной, и в этом направлении сделано многое. Наш комитет занимается разработкой законодательства, ведь с развитием атомной отрасли вопрос законодательного регулирования становится очень важным. Например, сегодня МАГАТЭ требует, чтобы российское законодательство соответствовало международному праву. Сейчас у нас на рассмотрении находится закон об обращении с радиоактивными веществами, в котором очень большое внимание уделяется законодательному обеспечению вопросов безопасности при хранении и утилизации радио-активных материалов. Пока что в России такого закона нет, а радиационная безопасность регулируется постановлениями и указами Президента. Другой важный аспект – это проблема страхования рисков в атомной энергетике. Сегодня у нас атомная энергетика находится в государственных руках, Росатом – это государственная корпорация, однако к строительству атомных станций мы привлекаем частные компании, в том числе и иностранные. Закон должен создать механизм страхования рисков таким образом, чтобы в нём были задействованы не только государственные гарантии, но и специальные страховые фонды, страховые компании.

– Но в Иркутской области атомной энергетики нет, насколько это актуально для нас?

– Да, в Иркутской области энергетика базируется на гидрогенерации, и это наше богатство, наше огромное преимущество. Однако и у нас есть предприятия атомной энергетики, это предприятие «Радон» и электролизно-химический комбинат, при котором работает международный центр по обогащению урана. Кроме того, не будем забывать, что сегодня с радиоактивными материалами работает не только Росатом. Их используют и медики, и металлурги, и машиностроители. Так что закон этот востребован.

Буквально неделю назад я был во Франции на предприятии по переработке отработанного ядерного топлива. Кстати, могу сказать, что у нас технологии не хуже. Но что интересно: французы перерабатывают не только собственное отработанное ядерное топливо, но и принимают его из-за рубежа. Переработка – это серьёзный, высокотехнологичный рынок, очень доходный, и нас на нём никто не ждёт с распростёртыми объятиями.

– У вас большой депутатский опыт. Есть разница в работе Государственной Думы образца, например, 1999 и 2009 годов?

– За десять лет в здании на Охотном ряду поменялось очень многое. Когда я пришёл в Государственную Думу в 99-м, депутатами мало принималось стратегических решений на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Господствовала политическая борьба, все видели будущее России по-своему, и никто не хотел брать на себя ответственность за конкретные политические решения. Кто-то тренировался в красноречии, кто-то других напитками поливал.

После объединения всех здоровых политических сил вокруг партии «Единая Россия» в Думе начали принимать законы, которые действительно важны для развития страны. Могу сказать, что Дума стала более профессиональной, более эффективной. Например, есть конкретный партийный проект. Под него прорабатывается законодательная база, принимается решение на уровне закона.

– Приведите, пожалуйста, пример.

– Например, партийный проект «Дороги – Иркутску». Мы посмотрели на состояние дел, которое сегодня складывается во всех субъектах Российской Федерации. Приняли проект, начали прорабатывать, посмотрели, что необходимо для  реализации. Параллельно приняли бюджет страны, в который заложили средства, необходимые для осуществления этого проекта. В результате жители Иркутской области и Иркутска увидели, что дороги стали значительно лучше.

Важно, что реализация такого проекта – заслуга не только депутатов Государственной Думы. Работает вся партийная вертикаль: на этот проект поработали и депутаты Законодательного Собрания, и депутаты городской Думы Иркутска. На всех уровнях выделялось финансирование, хотя, конечно, львиная доля средств была получена именно из федерального бюджета.

Это преимущество партийной вертикали: сегодня можно с муниципального уровня любую идею, при условии, что она здравая и хорошо проработана, перевести на федеральный уровень. Попасть в проект и изменить жизнь к лучшему. Вертикаль «Единой России» сегодня реально существует, и мы к этому долго и осознанно шли, создавая свои фракции в муниципальных представительных органах власти. Как вы знаете, и на этих муниципальных выборах мы прилагаем большие усилия, чтобы сформировать большинство в городских, поселковых и районных Думах. Для нас это не погоня за какими-то абстрактными процентами или удовлетворение политических амбиций. Прежде всего, эта борьба продиктована стремлением к целесообразности. Мы хотим опереться на наших единомышленников в Думах на местном уровне.

Партийная вертикаль – это ещё и дополнительный контроль. В условиях, когда одним из приоритетов в стране является борьба с коррупцией, негосударственный контроль чрезвычайно востребован, а партийный контроль для депутата – члена фракции «ЕР» может быть не менее страшен, чем, например, контроль со стороны органов исполнительной власти.

– Как часто вам удаётся бывать в своём избирательном округе?

– Во фракции «Единой России» неукоснительно соблюдается правило: каждый депутат каждый месяц не менее недели работает в округе. В Иркутской области я бываю часто. Я занимаюсь лоббированием строительства зимнего Дворца спорта в Ангарске. Кстати, строительство в городе нефтехимиков зимней арены на 7,5 тыс. мест тоже является нашим партийным проектом. Оно близко к завершению, и я надеюсь, что, несмотря на все трудности с наполнением бюджета, удастся изыскать средства и закончить ледовый дворец в ближайшее время. Это даст нам возможность вывести развитие хоккея в Иркутской области на высокий уровень. Особенно это важно для Ангарска: например, на малой арене, которая в городе работает, занятия идут почти круглосуточно: последние любительские команды уходят со льда около трёх часов ночи. Считаю, что развитие таких физкультурно-спортивных комплексов очень важно. Так мы уводим молодёжь с улиц, причём делаем это бесконфликтно, не прибегая к карательным мерам.

Кстати, я очень рад, что о развитии массового спорта не забывают и в областном центре. Смотрите, сколько спортивных сооружений появилось за последние несколько лет: это и учебно-тренировочный комплекс с искусственным льдом на стадионе «Рекорд», и здание детско-юношеской спортивной школы «Атланты», и открытие уникального учебно-тренировочного комплекса «Империя спорта» на базе Иркутского техникума физической культуры.

Иркутск в последнее время вообще не обижен вниманием федерального бюджета. Мощный прорыв достигнут в фиксировании учреждений здравоохранения: это и завершение строительства Восточно-Сибирского онкоцентра, и мощный перинатальный центр. Завершается строительство мостового перехода, который кардинально изменит схему движения автомобильного транспорта.

Много приходится заниматься проблемами Усолья-Сибирского. Здесь ключевой вопрос – это ремонт участка автомобильной дороги, которая проходит через город. Год назад мы добились, что Федерация признала эту дорогу своей и что содержаться она должна за счёт государственного бюджета. Теперь нужно побороться за то, чтобы на ремонт этой дороги были выделены деньги. И здесь нам очень хотелось бы опереться на наших коллег единоросов в Думе Усолья-Сибирского. Полагаю, что совместными слаженными усилиями партийной команды нам удастся проконтролировать, чтобы все деньги, до рубля, были израсходованы по назначению. Механизм решения проблемы отработан на улицах областного центра: нужно принимать проект «Дороги Усолья», закладывать его финансирование в местный и областной бюджеты и уже потом выходить с предложением реализации на условиях софинансирования на бюджет федеральный. И здесь мы сможем убедительно доказать преимущество партийной вертикали «Единой России».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры