издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виктор Круглов: «Не мешать друг другу!»

Вчера председатель Законодательного собрания Виктор Круглов встретился с журналистами «Восточно-Сибирской правды». Вопросов было много, ответы были обстоятельными и, на наш взгляд, искренними. Фрагменты этой встречи мы предлагаем вниманию читателей.

Виктор Круглов, председатель Законодательного собрания: Встреча в «Восточке» — хороший повод подвести итоги прошедшего года. Для меня этот год был очень трудным, и не только для меня, но и для моих коллег по Собранию. Законодательный процесс шёл непросто, часто сопровождался спорами, а иногда и конфликтными ситуациями, и лишь к концу года ситуация на законотворческом поле была стабилизирована.

Всего за год мы провели десять сессий, шесть совместных заседаний вместе с Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Это были очень важные сессии, на них принимались важнейшие законы на будущий период. Депутаты от округа подходили к этим вопросам неформально, их волновало то, как будет жить округ. Мы постарались решать эти вопросы коллегиально и намерены придерживаться этого принципа и впредь. Как вы знаете, мы приняли соглашение о порядке принятия законодательных актов, в котором чётко проговорили порядок прохождения документов и создали Общественный совет – совещательный орган, в который трансформируется Совет законодателей после того, как полномочия депутатов Усть-Ордынской Думы окончатся. Это поможет нам решать вопросы, затрагивающие интересы округа, опираясь на мнение общественности.

Оглядываясь на объединение области и округа, хочу заметить, что это была кропотливая и каждодневная работа, сложная, сопряжённая со многими проблемными вопросами. И мне кажется, что мы её завершаем удачно. Мы подошли к принятию основного закона – Устава объединённой области. К этому нас подталкивают и последние события: Устав необходимо существенно поправлять, он был принят давно и во многом не соответствует современному положению вещей.

Из других событий года я бы отметил формирование Общественной палаты Иркутской области. Теперь Законодательному собранию необходимо синхронизировать с ней свою работу, и, наверное, то же самое необходимо сделать и исполнительной власти. Нам нужно не мешать другу, а дополнять, здесь не должно быть главных и подчинённых, а должна быть совместная деятельность.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы в будущем году мы выстроили работу так, чтобы ветви власти не боролись за то, какая власть важнее и нужнее. Исполнительная и законодательная власть дополняют друг друга, и они должны действовать безо всякой состязательности. Всё должно решаться за столом переговоров: сели, собрались, выработали приемлемое решение и порадовались друг за друга.

Если говорить об экономике… Знаете, некоторые уже иронизируют, что Круглов, когда встречается с журналистами, не может не сказать о газовой проблеме. Что же, я рад, что ситуация наконец определилась, что в Иркутскую область пришла крупнейшая компания – «Газпром», и сейчас нам нужно правильно выстроить с ней отношения, определить приоритеты и позиции. Мы настаивали на том, чтобы была принята программа газификации Иркутской области. Нам, в сущности, не важно, откуда придёт газ – с Ковыкты или из общей государственной системы газоснабжения. Нам важно определиться, кто должен быть его получателем, на каких условиях, и сохранить резерв бюджетных средств на осуществление этой программы. И, как вы знаете, на последней сессии Законодательного собрания нам это удалось. Это было непросто, приходилось подталкивать исполнительную власть, мы направили несколько писем губернатору, в которых напоминали, что время истекает, необходимо внести программу газификации и предусмотреть в бюджете средства на её реализацию.

Я по-прежнему убеждён в том, что газ эффективен только тогда, когда есть его промышленное использование, и в Иркутской области для этого есть уникальные возможности, и я рад, что многие специалисты «Газпрома» солидарны со мной. Есть много программ, и некоторые из них порой содержат достаточно курьёзные моменты, например, предлагают строить газоразделительный завод в Усть-Куте, в Балаганске. Понятно, что это планируют люди, которые подходят к делу чисто механистически: посмотрели на карту, сделали прокладку – ага, тут можно было бы построить. С моей точки зрения, предпочтительнее юг Иркутской области, юго-запад. Это будет дешевле, привлекательнее по трудовым ресурсам и открывающимся перспективам. Полагаю, что до марта завершится состыковка позиций «Газпрома» и ТНК-ВР. Позиция полпреда абсолютно солидарна с моей: тормозить региональный газовый проект сегодня означает понести большие убытки. В него уже вложены достаточно большие деньги, построено сто с лишним километров трубы, и заморозить строительство – это значит их потерять. Есть ТЭО проекта, есть базовый проект, уже всё согласовано – и надо двигаться дальше.

Что касается общего состояния экономики Иркутской области – что же, я касался его уже в своём выступлении на съезде депутатов всех уровней. Вынужден повторить ещё раз: объективно темпы развития снизились. Предприятия на территории области уже достигли предельного уровня мощности, а кое-где коэффициент использования мощностей превышает 100%. Для того, чтобы был рост дальше, необходимо решить несколько принципиальных вопросов. Это инвестиции и источники сырья. Что касается инвестиций, то я повторюсь: инвестиции приходят туда, где их ждут и где для бизнеса созданы комфортные условия, где нет захватов, где есть гарантии. Это касается не только большого бизнеса, но и среднего и малого предпринимательства, и сельского хозяйства. Пока же нам остаётся радоваться, как развиваются наши соседи.

К сожалению, те федеральные проекты, о которых много говорилось, в частности развитие туризма, пока у нас не очень получаются. Это значит, что мы недостаточно лоббировали эти вопросы, не смогли консолидироваться все вместе. Пока у нас получается как в басне, где лебедь, рак и щука – каждый тянет в свою сторону. Целый ряд вопросов мы не решили, и особенно это заметно, когда бываешь в соседних регионах: Чите, Хабаровске. Чита сегодня очень активно развивается, а мы, к сожалению, даже не смогли решить вопрос по иркутскому аэропорту. Звонят друзья и спрашивают: «А у вас по-прежнему выдача багажа происходит в сарайчике?». И приходится отвечать: «Да, и, видимо, надолго». Это вызывает ощущение дискомфорта. Я бы хотел, чтобы будущий год у нас начался с консолидации, с объединения – а не с соревнования, кто кого.

Юлия Сергеева, корреспондент еженедельника «Конкурент»: В концепции Устава объединённой Иркутской области существуют два варианта — планируется сохранить администрацию Иркутской области или же создать правительство Иркутской области. Есть ли у ЗС и администрации консолидированное мнение по этому вопросу?

В.К.: У нас с администрацией двойного толкования нет, мы считаем, что должно быть правительство и люди должны профессионально заниматься вопросами экономики, финансами, инвестициями. Есть губернатор, который занимается координацией и управлением в целом, это фигура политическая, высшее должностное лицо. И есть исполнительный орган, который занимается экономикой и финансами. Губернатор, по нашему разумению, не может одновременно исполнять обязанности руководителя правительства.

Александр Гимельштейн, главный редактор «ВСП»: Но, например, в Красноярском крае губернатор является главой правительства, и во многих других регионах тоже. Хотя есть и обратные примеры, скажем, Свердловская область.

В.К.: Мне лично симпатична модель Свердловской области. Во-первых, должна работать команда, в ней не должно быть антагонизма. Во-вторых, должна быть профессиональная фигура – глава правительства. Конечно, всё делается в согласовании с губернатором, но у губернатора самого никаких сил не хватит, если он лично будет пытаться ухватить всё: и тут, и там… Тут уж губернатору – губернаторово. Учитывая уровень проблем в Иркутской области, я полагаю, что эта проблема не должна и обсуждаться. Губернатор должен предложить Законодательному собранию авторитетного человека, хорошего лоббиста, который может и в Кремль заходить, и с бизнесом работать. А губернатор должен быть всем отец родной. Хорошее правительство – хороший и губернатор, хороший заместитель – украшение, так сказать, губернаторской короны. Словом, команда должна работать.

А.Г.: То есть во главу угла ставится взаимодействие высшего должностного лица и Законодательного собрания?

В.К.: Власть должна работать так, чтобы во главу угла ставились интересы области. Мы уже дошли до такого уровня, когда перед соседями стыдно за область, за областной центр. Люди, которые прилетают из Владивостока, из Хабаровска, задают недоуменные вопросы: почему так грязно, почему такое состояние улиц? – и становится стыдно.

А.Г.: Как сейчас идёт диалог между исполнительной и законодательной властью? В частности, вчера губернатор сказал, что он согласен с подходами Законодательного собрания в отношении бюджета. Это следствие диалога?

В.К.: Диалог продолжается, мы будем ещё встречаться по теме бюджета, и мы будем вести разговор о том, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённым. Часто масло в огонь подливает пресса, которая подаёт всё так, как будто идёт какое-то противоборство спикера и губернатора, один забил гол другому. У нас всё-таки не футбол, никто не выиграл и не проиграл, и мы оба ни в коем случае не враги. Но моя точка зрения такова: бюджет принят, и это на пользу Иркутской области. А если какие-то моменты будут возникать впредь, мы всегда сможем учесть подходы исполнительной власти и где-то пойти навстречу. Насколько я понимаю, губернатора беспокоят те формулировки в постановлении, в которых оговаривается, что все поступления от благотворительности необходимо проводить через бюджет. Но зачем создавать какую-то «рыжую» кассу? Это вообще и странно, и неправильно.

Наталья Мичурина, шеф-редактор еженедельника «Конкурент»: Расскажите, пожалуйста, о вашем отношении к ситуации вокруг БЦБК.

В.К.: Я полагаю, что было бы правильно, чтобы государство в лице собственника Росимущества сказало бы следующее: «На территории Байкала такое предприятие существовать не должно, у нас есть программа по переводу предприятия на другую продукцию, она стоит столько-то. Мы сохраняем город, обеспечиваем людей работой, а производить будем там такую-то экологически безопасную продукцию». И это, повторяю, должно сделать государство, если оно хочет разрешить ситуацию цивилизованно, а не через наезды Росприроднадзора. Никто промышленных предприятий, да ещё в Сибири, зимой не закрывает. Это ничего, кроме реальных угроз экологии и населению, не несёт. Любая остановка химического предприятия в условиях низких температур чревата последствиями, и суд, приостановивший эти инициативы, я считаю, поступил правильно.

Виктор Отинов, обозреватель: Через два года, в 2009-м, начнёт поступать вода в водохранилище Богучанской ГЭС. Нет финансирования, нет проекта, не известны даже берега будущего водохранилища…

В.К.: Это преступная близорукость. Явно видим, что области наносится ущерб, но этим нужно срочно заниматься. Мы говорим об этом на сессиях, проводим депутатские слушания, но дальше-то должны работать те люди, которые по должности занимаются строительством, проектированием.

Иначе мы придём к тому, что лес уйдёт под воду, так же, как это было при строительстве Братской ГЭС. А мы все как будто зомбированные Красноярским краем, идёт «охлопонивание» Иркутской области.

Элла Климова, редактор отдела писем: Какова судьба академических медицинских институтов Восточно-Сибирского центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и волнует ли она Законодательное собрание?

В.К.: К сожалению, я вынужден ответить следующее: что сельское хозяйство, что медицина – это сферы, в которые хоть и вкладываются большие бюджетные средства, но сколько и куда их ни вкладывай, всё мало. Онкология – надо, перинатальный центр – надо, областная клиническая больница – надо. Куда рубль ни кинь, везде в десятку попадёшь. Это финансирование лоббируется и на уровне Государственной Думы, и на уровне Законодательного собрания. И сейчас уже понятно, что распределение средств необходимо делать более публичным. Как по сельскому хозяйству: сказали, хватит пилить бюджетные средства между двумя-тремя людьми, нужно помогать и другим.

Возвращаясь к вашему вопросу, хочу сказать, что работать с этими институтами надо, что-то можно сделать и на уровне Госдумы. Но есть такие объекты, как, например, НИИ травматологии и ортопедии, который выполняет в регионе жизненно важную функцию…

Э.К.: Абсолютно не финансируясь при этом!

В.К.: Именно поэтому я считаю, что мы эту тему должны поднять и начать что-то делать. Люди там находятся в очень скученном положении, и НИИТО нужно развивать.

Э.К.: НИИТО входит в состав Центра реконструктивной хирургии, который возглавляет профессор Григорьев, и против этого центра сейчас идёт атака со стороны правоохранительных органов.

В.К.: Я знаю эту тему, и мы уже общались по этому поводу с губернатором области. Считаю, что открытие дел из популистских побуждений нецелесообразно, и надеюсь, что всё закончится благополучно.

Э.К.: Со своей стороны, газета намерена выступить в защиту центра…

В.К.: И это нужно сделать, я считаю. Если журналисты начнут дискуссию и обратятся к Законодательному собранию, люди будут только благодарны.

Дмитрий Люстрицкий, шеф-редактор «ВСП»: Окончание года привнесло изменения в расстановку политических сил: обновился депутатский корпус, предстоит замена двух депутатов в Законодательном собрании. Что вы в связи с этим ожидаете от наступающего года и от десяти месяцев, которые осталось работать Законодательному собранию?

В.К.: Я не думаю, что у нас что-то изменится по расстановке сил в Собрании от замены двух депутатов, а вот начало предвыборной гонки, несомненно, наложит свой отпечаток на поступки и поведение депутатов. Конечно, в Законодательном собрании не будет хватать Сергея Левченко и Татьяны Вороновой, это были люди с опытом и работоспособные. Несмотря на то, что мы с Левченко находились в разных партиях, мы с ним нормально работали, и у нас совпадали оценки на многие вещи.

Что касается выборов в Законодательное собрание, то я полагаю, что они будут покруче выборов в Государственную Думу, поскольку тут напрямую будут задействованы интересы финансово-промышленных групп, и если кто-то даст слабину в исполнительной власти, то будут жёсткие предвыборные конфликты. Сразу хочу предупредить любителей «чернухи»: последствия от этого будут очень нехорошие. Всем хочется, с одной стороны, чтобы законодательная власть была сформирована по закону, но одновременно хочется иметь карманный парламент, который бы голосовал так, как ему прикажут. Нужен ли области карманный парламент или туда должны прийти ответственные люди, которые понимают, что делают? Ответ очевиден. С этой точки зрения, я полагаю, наш созыв показал себя с лучшей стороны. Жизнь всё расставила по своим местам, и даже депутаты, которые поначалу были радикальными, оказывается, могут и понимать, и планировать с учётом интересов коллег.

А.Г.: Уже который год вы руководите органом законодательной власти. В сравнении с тем опытом, который у вас был – руководство крупным предприятием и, в значительной мере, влияние на решение вопросов в городе – какова разница? На уровне чисто психологическом – склонны ли продолжать этим заниматься?

В.К.: Скажу так: если бы во власти решения принимались так, как в бизнесе, то результаты были бы совершенно другие. Очень многое вязнет и пробуксовывает, много сфер, где государство и головотяпство – по сути синонимы.

Я не планировал приходить в Законодательное собрание, но так уж случилось – у нас умеют убеждать. Кстати, совсем напрасно в общественное сознание вбивалась мысль, что Круглов пришёл в депутаты, чтобы сделать ещё полшага и стать губернатором. Ночами не спит, всё думает – как бы залезть в губернаторское кресло. На самом деле это не так – можете верить, можете не верить.

[dme:cats/]

Работа в Законодательном собрании мне нравится, чувствуешь, что люди тебе доверяют. Конечно, тебе могут иногда высказать обиду избиратели – люди бывают разные, но я считаю: значит, людям не к кому больше обратиться, и нужно делать. Если бы я почувствовал, что мои коллеги-депутаты относятся ко мне как-то не так, то я бы встал и ушёл. Но если доверяют – то почему бы и не работать дальше? Но многое зависит от того, каков будет исход выборов, какова будет расстановка сил, каков будет состав депутатов, «как карты лягут»…

После праздников мы соберёмся в Законодательном собрании с коллегами и определимся, какие задачи мы должны решить за оставшееся время, что мы должны оставить следующему созыву, поговорить о выборах, начать организовывать работу региональных организаций политических партий.

Вы знаете, и жизненный опыт, и опыт работы в Законодательном собрании подсказывает мне, что там, где есть стремление разобраться в проблемах, умение находить решения и профессиональные качества для достижения результата, — всё получается. И я убеждён, что мы справимся с задачами, которые ставит перед нами будущий, 2008 год.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры