издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В приоритете – здоровье населения

  • Автор: Надежда АЛЕКСАНДРОВА

Не секрет, что смертность в России по сравнению с развитыми странами высока. Одно из заболеваний, дающее высокий процент уменьшения численности населения, – туберкулёз. Иркутская область в этом плане не исключение. Согласно статистике, отмечается рост заболеваемости туберкулёзом. С одной стороны, говорится о росте смертности, а с другой – о повышении качества предоставляемых услуг в момент выявления заболевания.

В Иркутском областном  противотуберкулёзном диспансере, который с 2007 года возглавляет Михаил Кощеев, ведётся   планомерная, кропотливая работа, направленная на уменьшение показателей в графе «смертность» и повышение качества лечения. За шаблонными фразами –  серьёзная работа, требующая особого отношения к вверенному делу. Как это получается у коллектива учреждения, с какими показателями, планами и, главное, с каким настроением встречают здесь свой профессиональный праздник, рассказал главный врач Иркутского областного противотуберкулёзного диспансера Михаил Ефимович Кощеев.

– Михаил Ефимович, расскажите, пожалуйста, каковы на сегодня основные задачи, которые вы решаете вместе с коллективом?

– Сегодня идёт структурная перестройка  системы здравоохранения в России, такая же перестройка началась и в Иркутской области. В 2007 году, когда я приступил к своим обязанностям, мы были пионерами в реорганизации фтизиатрической службы. Процесс начали с объединения мелких больниц с небольшими штатами, небольшими диагностическими и  лечебными ресурсами в крупное учреждение. Много было споров: надо это делать или нет, правильно это или неправильно? Но время показало, что путь выбран верный: до конца года  перед нами стоит задача завершить этот процесс. Реорганизация позволит определить правовые  формы этих учреждений и передать их на уровень управления субъекта федерации Иркутская область. Таким образом,  вся фтизиатрическая служба станет зоной ответственности правительства Иркутской области. Мы готовим предложения по серьёзной трансформации, маршрутизации, то есть по правильному распределению потоков пациентов внутри фтизиатрической службы. Это очень важно на сегодняшний день, потому что у нас имеется дефицит лечебных ресурсов для оказания противотуберкулёзной помощи. Например, не хватает коек. Если потребность в них составляет около двух тысяч, то у нас всего 1358. Достаточно сказать, что в Кемерове, где уровень заболеваемости ниже, коек 2,5 тысячи. В общем, структурная перестройка – это проблема номер один в нынешнем году. Но опыт у нас есть, знания тоже, и мы уверены, что сделаем это качественно и эффективно.

Другая задача – организовать новые формы работы. А это и развитие дневных стационаров, и открытие пунктов наблюдаемого лечения – когда лечение пациента должно сопровождаться и отслеживаться на каждом этапе. Это позволит разгрузить фтизиатрическую сеть  и повысить качество лечения, тогда мы сможем говорить об индивидуальности и результативности лечебного процесса.

– Говоря о модернизации, ведущейся сегодня в целом в здравоохранении, можно отметить, что процесс этот непростой. И если так, то, наверное, есть отличия в осуществлении этого проекта, например, в Центральной России и у нас, в Иркутской области. 

– Вы правильно заметили: условия, в которых началась работа по приведению к единым стандартам учреждений здравоохранения, в регионах далеко не одинаковы. И жаль, что не учитываются  особенности отдельных территорий.  В связи с этим мы рискуем серьёзно деформировать процесс и не получить результатов, которых ждём при вложении колоссальных ресурсов. Что касается особенностей Иркутской области, то здесь наблюдается неравномерность развития  эпидемиологического процесса в разных территориях. Например,  в сельских районах, где низкая плотность населения, уровень заболеваемости  чрезвычайно высок. У нас  географически невыгодная ситуация по сравнению с центральными районами России, во многие территории попасть можно только самолётом или по зимнику. Надо учитывать и различную степень развития здравоохранения, сравните Иркутск и, например, Качуг. Так что основная задача реорганизации – создать условия для повсеместного оказания высокого уровня услуг.

Есть у нас ещё одна проблема – кадровая. И она обострена именно во фтизиатрии, потому что здесь запрещены дополнительные нагрузки, так как люди работают во вредной среде и законом ограничены всевозможные подработки и совмещения. Так что налицо противоречие: высокий уровень заболеваемости и высокий дефицит кадров. У нас на одного врача приходится 71 больной при нормативе 20. Отсюда проблемы, связанные с оказанием услуг, лечением и просто лечебным наблюдением.

– Проблема кадров  решается?

– Во фтизиатрии работают люди, которые привязаны к этой службе, они патриоты. И всё же  за 2011 год соотношение «принят – уволен» составило 1:3, то есть один человек принят, а  трое уволились. За три года у нас ушли 45 человек врачебного персонала, 134 – среднего. Сегодня нет тех социальных гарантий, которые были раньше во фтизиатрии: повышенная зарплата, соцпакет. Это  надо  возвращать, иначе мы так и будем терять кадры. Когда в здравоохранении была объявлена модернизация благодаря национальному проекту «Здоровье», повысили зарплату участковым, заведующим, врачам других специальностей, а фтизиатрическая служба осталась в стороне. Поэтому многие стали уходить туда, где зарплата оказалась выше.

Сегодня мы совместно с Министерством здравоохранения  внедрили новую оплату труда. И начиная с этого года у нас наблюдается рост зарплаты: у младшего персонала и административно-хозяйственного аппарата – до 25 процентов, а  у среднего и врачебного состава – до 15 – 20 процентов. И всё же это ещё не тот результат, на котором можно остановиться. Будет справедливо, если  зарплата во фтизиатрии, учитывая вредность, будет выше средней зарплаты медработников Иркутской области на 25 процентов.  Только так мы сможем в полной мере сохранить наш кадровый потенциал. А ведь у нас работают высококвалифицированные специалисты. Наши хирурги известны далеко за пределами Иркутской области, мы проводим операции в Бурятии, Красноярском крае, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге. У нас достойные специалисты, но поскольку материальная база не на должном уровне, нам запрещено проводить некоторые виды операций. Мы работаем в таких условиях, когда на одну койку приходится 4,5 квадратного метра при норме восемь квадратов, и это не позволяет провести лицензирование высокотехнологических видов помощи. А кадровый потенциал делать это позволяет. Понятно, что выполнять федеральные стандарты нам  сложно.

– Вы сказали, что с нового года диспансер перешёл на новые условия  работы. Что это значит?

– Это значит, что теперь мы называемся бюджетным учреждением и работаем не по смете. И это большое достижение, ещё один шаг к повышению эффективности хозяйствования медицинских учреждений. Но данный шаг ещё не полностью сделан, потому что философия осталась прежней: государственный заказ не  в полной мере обеспечен опять же ресурсами. Грубо говоря, требования возрастают, а  ресурсов недостаточно. Потому мы сегодня и отстаём от реальных потребностей здравоохранения. Очень остро стоит  проблема информатизации. Вся страна переходит на единую электронную систему: запись, сопровождение управления ресурсами,  история болезни,  сопровождение пациентов. Ведь это подразумевает ежедневный контроль процесса лечения пациента. У нас этого нет.  

– И всё же чего удалось достичь вашему коллективу?

– За два года мы  провели колоссальную реорганизационную работу и практически сформировали всю организационную базу, чтобы общая лечебная сеть тесно взаимодействовала с первичными учреждениями – поликлиниками, больницами. За 2-3 года  мы смогли выйти на федеральные уровни индикаторов, и теперь наша задача – превратить количественные  достижения в  качественные. Это основная цель 2012 года. В рамках проблем, которые я озвучил, нам удалось снизить темп роста заболеваемости в три раза, меньше стали болеть наши ребятишки. И самое главное – у нас упала смертность от туберкулёза, только за первое полугодие этого года она снизилась на 28 процентов. Мы постепенно приближаемся к российским показателям. Совместно с Министерством здравоохранения мы готовим проект программы неотложных мер по туберкулёзу в Иркутске и Иркутской области. Его цена – более 500 000 рублей, и это без повышения уровня оплаты труда и  увеличения коечного фонда. 

Мы готовим проектно-сметную документацию по строительству нового комплекса на 600 коек и ещё ряд  материалов для строительства  и реконструкции фтизиатрических учреждений в Черемхове, Саянске. И надеемся, что проект строительства нового корпуса  будет включён в федеральную программу финансирования. Очень скоро будет запущен новый корпус в Усть-Ордынском округе. В общем, позитивное движение есть. В прошлом году нам очень помогло федеральное финансирование: 58 миллионов было выделено на приобретение оборудования  и  почти столько же  на лекарственные средства.  

Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем жителям города Иркутска и Иркутской области: заботьтесь о своём здоровье, не пренебрегайте флюорографическим обследованием. Если почувствуете какой-либо дискомфорт в организме, обращайтесь к врачу. И помните: болезнь легче вылечить на начальных стадиях. Туберкулёз лечится! 

– Приближается ваш профессиональный праздник. Что вы хотите пожелать своим коллегам?

– Все наши достижения стали возможны потому, что у нас  работают самые замечательные люди. Это золотой фонд – человеческий, нравственный, духовный, медицинский. Это те люди, которые  берут на себя чужую боль, ответственность за каждого пациента. Особые слова признательности хочу выразить  моим самым главным помощникам – врачам, медсёстрам, санитаркам, а также тем, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе. От имени коллег поздравляю всех медицинских работников Иркутской области с профессиональным праздником! Желаю огромного счастья, здоровья, стабильности и уверенности в завтрашнем дне!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры