издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рак пятится назад?

Пожалуй, нет в здравоохранении столь болезненной темы, как онкология. Для большинства из нас рак остаётся темой, на которую наложен какой-то суеверный запрет. До поры до времени мы не хотим ничего слышать о раке – и жадно ищем любой информации, пускай даже недостоверной, когда, как говорится, припечёт. Сегодня в гостях у редакции главный врач Иркутского областного онкологического диспансера, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук Виктория Дворниченко.

На самом современном уровне

– Виктория Владимировна, вопрос, ставший уже традиционным: как обстоят дела в новом здании Восточно-Сибирского онкологического центра?

– С облегчением говорю: мы завершаем наш долгострой. Сейчас мы получаем по программе модернизации здравоохранения областного бюджета 717 миллионов рублей, чтобы завершить строительство поликлиники. После того как работы будут завершены, мы сможем окончательно переехать в новое здание. Новый корпус, стационар и поликлиника будут нам переданы полностью.

Блок стационара и реанимация уже работают, они полностью оснащены за счёт средств областного и федерального бюджетов. На сумму 400 миллионов рублей закуплено современное медицинское оборудование, это десять операционных и три реанимации с современной медицинской аппаратурой. Теперь у нас есть всё, что необходимо для хирургического вмешательства и реанимации на современном отечественном и зарубежном уровне.

Недавно к нам приезжали онкологи из Франции, посмотрели на наше оборудование и сказали, что да, теперь они готовы с нами сотрудничать и готовы делать операции на нашей базе. На новой базе сложнейшие операции были проведены доктором медицинских наук, академиком Мамедом  Алиевым из Российского онкологического научного центра имени Блохина. Сейчас ждём группу онкологов из Сингапура, которые приезжают к нам на конференцию. Мы активно приглашаем лучших зарубежных и отечественных специалистов в первую очередь для того, чтобы быстрее освоить новые методики, научиться полностью раскрывать потенциал нашей новой аппаратуры.

Пока мы осваиваем операционную, готовится к сдаче поликлиника и диагностический блок. Здесь тоже всё на достойном европейском уровне: современный компьютерный томограф, стереотаксическая маммографическая установка, новая ангиографическая установка.

– Наверное, специалисту эти названия скажут многое. А можно объяснить, как это работает?

– В частности, ангиографическая установка позволит нам работать с сосудистой системой. Например, по сосудам подбираться к опухоли, тромбировать окружающие сосуды и лишать опухоль кровоснабжения, прямо к ней поставлять лекарственные препараты. Эти процедуры мы делаем и сейчас, но несколько другим путём, более сложным.

Надеюсь, что с запуском диагностического блока мы сможем подобраться к наследственному раку. Мы будем располагать оборудованием, которое позволит определять риск генетической предрасположенности женщин к заболеваниям рака груди и яичника и давать пациенткам соответствующие рекомендации.

Будет и аппаратура, с помощью которой планируем внедрить трансплантацию костного мозга и стволовых клеток, а значит, мы сможем проводить высокодозную химиотерапию заболеваний крови, солидных опухолей и т.д.

Некоторые опухоли являются устойчивыми к химиотерапевтическим препаратам, и для того, чтобы эту устойчивость преодолеть, нужно увеличивать дозу. К сожалению, добиваясь увеличения проникновения противоопухолевых препаратов в раковую клетку, мы повреждаем кроветворные клетки костного мозга. Чтобы проводить терапию высокими дозами, необходимо защищать механизмы кроветворения. Для этого-то и нужна аппаратура по пересадке стволовых клеток.

Пока этих технологий у нас или не было, или они были в очень небольшом количестве. Сейчас мы готовимся к тендеру, и как только в 2012 году средства будут выделены, будем закупать и монтировать аппаратуру. Всего мы надеемся получить 800 миллионов рублей по программе модернизации здравоохранения Иркутской области.

Не только хирургия

«Всеми способами мы продляем жизнь пациентов, и смертность у нас ниже российского показателя»

– Наверное, лечение современными методами стоит миллионы?

– К сожалению, современные онкологические лекарственные препараты недёшевы. Однако выделение дополнительных средств из Фонда медицинского страхования позволяет нам приобретать необходимые лекарственные препараты. Это важно, потому что главным методом лечения распространённых злокачественных опухолей является всё-таки не хирургия, а лекарственная  терапия. При наличии достаточного количества лекарственных препаратов мы можем полностью бесплатно проводить все виды химиотерапии или комбинировать виды лечения: с помощью лекарственной терапии уменьшить опухоль, а потом провести эффективное хирургическое вмешательство.

Где-то, например при раннем раке, можно бороться хирургическими методами. Сегодня я с гордостью говорю, что мы являемся наиболее оснащённым центром Сибирского федерального округа по эндоскопической хирургии. У нас в Японии проучились пять человек, и сейчас они выполняют эндоскопические операции на раке желудка, сохраняя желудок. Мы проводим лапароскопические операции при опухолях почки, надпочечников, щитовидной железы, лёгких.

Конечно, чтобы вмешательство хирурга было минимальным, нужна ранняя диагностика. Это отдельная, очень болезненная тема, касающаяся не столько онкологии, сколько общего уровня развития здравоохранения. По-прежнему выявляем очень много запущенных раков. Тем не менее мы должны бороться и за пациента с запущенным процессом. Сейчас мы применяем различные формы эмболизации, химиотерапии, хирургические вмешательства, фотодинамическую лазерную терапию. Мы не отказываем пациентам с запущенными процессами, а говорим: давайте пытаться лечиться, давайте попытаемся заморозить этот процесс, чтобы он не бушевал в организме. Всеми способами мы продляем жизнь пациентов, и смертность у нас ниже российского показателя. Наш пациент работает и живёт, продолжая лечить рак как хроническую болезнь.

Народные средства против рака – миф или правда?

– В редакционной почте есть немало вопросов, касающихся онкологии. В частности, читателей интересует, как онкологи относятся к народным методам профилактики и лечения рака.

– Бывает, что больные самостоятельно начинают принимать различные «чудодейственные» препараты. Применяют травы, хотя некоторые из них бывают просто ядовиты; препараты, использующиеся в ветеринарии, такие как креолин, который одно время считали «народным» средством от рака (креолин – препарат, применяемый в животноводстве как антисептик и средство от паразитов. – Прим. ред).

Травить себя с профилактическими целями не имеет смысла. Поверьте, если бы врачи могли добиться успеха с помощью креолина, который делается на основе каменноугольного масла, не стали бы изобретать сложные и дорогие методики.

– Вопрос от читателя: «Какие факторы влияют на развитие онкологического заболевания?»

– Механизм возникновения онкологического заболевания гораздо сложнее, чем кажется. В результате исследований, проводимых учёными-онкологами, причины возникновения злокачественных опухолей определены на молекулярно-биологическом уровне. И сейчас мы, к сожалению, вынуждены признать, что рак – это хроническая болезнь, которая свойственна любому организму и может возникнуть у каждого из нас. Когда она возникает, нам нужно этот момент «поймать» и понять, будет ли опухоль дальше развиваться. Для этого мы подключаем общую лечебную сеть, которая проводит профилактические осмотры людей разного возраста. Если нам удаётся «поймать» опухоль на ранней стадии, у нас больше шансов на эффективное лечение.

Благодаря изучению особенностей молекулярно-биологического карцерогенеза мы знаем, что большая часть опухолей, длительно находясь в организме человека, развивается к 60–70 годам. Но человек сам может спровоцировать её развитие, подтолкнуть процесс. Самый яркий пример – это курение. Опухоль лёгких может возникнуть у каждого человека, но у курильщика она будет развиваться быстрее. Человеку, свободному от этой привычки, помощь онколога понадобилась бы в семьдесят – семьдесят пять лет, но курильщик станет нашим пациентом в сорок – сорок пять лет.

Среди факторов, которые провоцируют развитие опухолей, и состояние окружающей среды, загрязнение её химическими соединениями – канцерогенами, и работа на некоторых вредных производствах, радиационное воздействие на организм и многое другое.

Профилактика рака – это возможно?

– Есть целая группа вопросов по профилактике онкозаболеваний: «Помогает ли чистка организма (кишечника, печени, крови)?», «Какова роль витаминов А, В, С в борьбе с раком?», «Помогают ли при раке активные антиоксиданты?».

– Здоровый образ жизни в сочетании с приёмом витаминов и выведением шлаков действительно даёт выраженный профилактический эффект. Например, рак кишечника часто развивается на фоне запоров, колитов, хронических воспалительных процессов слизистой кишечника. Когда в организме задерживаются токсичные вещества, которые должны его покинуть, они взаимодействуют со слизистой, разрушают её, создают предпосылки для развития опухоли. Когда мы регулярно помогаем своему организму, выводим шлаки, проводим антиоксидантную терапию, помогаем слизистой, то предпосылок для развития опухоли меньше.

Витамины А и Е необходимы женщинам, они спасают от мастопатии, нормализуют гормональный фон, а значит, снижают вероятность развития опухолевых процессов в груди. Тем не менее если опухоль уже сформировалась, то никакие витамины и антиоксиданты процесс не остановят. Нужно понимать: вылечить рак витаминами нельзя, здесь нужны уже совсем другие препараты, и главное – помощь онколога.

– «Что необходимо делать после операции на молочной железе для профилактики?» И ещё: «Если удалена молочная железа, возможны ли последствия со второй железой?»

– Для профилактики отёка и повторного опухолевого процесса нужно заниматься гимнастикой. При операции страдает лимфатическая система, она нарушается, и чтобы избежать застоя лимфатической жидкости, необходимы массаж, гимнастика, комплексы лечебной физкультуры. Онколог должен был вам дать соответствующие рекомендации.

По поводу риска последствий для второй железы. Да, возможно. Возможно и метастатичное поражение, возможна и новая опухоль. Здесь играют роль и наследственные факторы. Нужно очень строгое наблюдение.

– «У отца эмфизема лёгких, бронхиальная астма. Обнаружена опухоль в лёгком, он неоперабелен из-за астмы. Возможно ли неоперативное лечение?»

– Противопоказания к удалению рака лёгкого связаны с сопутствующей патологией. Если отказано в операции, то возможно, что больной дольше проживёт без операции и высок риск, что мы его потеряем на столе или он погибнет в раннем послеоперационном периоде. Но это, конечно, необходимо решать в каждом конкретном случае.

– Ещё вопрос: «Диагностировали миому матки и полип. Полип удалили, но он вырос снова. Можно ли обойтись без операции?»

– Раз вырос, то, возможно, удалили не полностью, многое зависит от компетенции врача. Хотя слизистая склонна к образованию рецидивов, так что врач может быть и ни при чём. В любом случае нужно удалять. Другое дело, что можно это сделать нехирургическим путём, есть более щадящие методы: криодеструкция, лазерное удаление. Желательно посмотреть на морфологию полипа, почему он возник… Словом, здесь тоже нужно разбираться конкретно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры