издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Отработали зиму надёжно»

Энергетики подвели итоги отопительного сезона

В ушедшем отопительном сезоне энергетики отметили значительное снижение аварийности. Отчасти это было связано с достаточно тёплой зимой, температура воздуха была на 1,3 градуса выше среднемноголетних показателей, и оборудование работало не на максимальных нагрузках. Однако немаловажный фактор, который позволил сократить аварийность, – качественная подготовка всех объектов генерации и теплосетей. «Крупных аварий в тепловых сетях, которые могли бы повлечь за собой серьёзные ограничения потребителей, в этом сезоне не было», – заявил заместитель главного инженера по электротехнической части ПАО «Иркутскэнерго» Константин Молодкин.

«Отопительный сезон мы прошли достаточно успешно, – сообщил Константин Молодкин. – В первую очередь это связано с довольно хорошей погодой. Зима была не такой суровой, как бывает в нашем регионе. Температура воздуха – на 1,3 градуса выше среднемноголетних значений, поэтому каких-то серьёзных затруднений в этот отопительный сезон у нас не было».

Согласно приказу «О подготовке филиалов к работе в осенне-зимний период 2015-2016 годов», филиалы «Иркутскэнерго» разработали на отопительный сезон 2015-2016 годов более 600 мероприятий по обеспечению прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок. По данным на 1 октября 2015 года, было запасено 3138 тыс. тонн угля при нормативе 1032 тыс. тонн. К ­1 мая 2016 года запасы составили 804 тыс. тонн при нормативе 483 тыс. тонн. 

Оборудование из-за достаточно комфортных погодных условий не было загружено до предела, что положительно сказалось на низкой аварийности. «Безусловно, отдельные аварийные ситуации происходили, такая сложная техническая система, как энергосистема Иркутской области, не может абсолютно надёжно работать даже при максимуме вложений средств и усилий специалистов, – подчеркнул Константин Молодкин. – Мелкие отказы были, серьёзных не наблюдалось. Крупных аварий в тепловых сетях, которые могли бы повлечь за собой массовые ограничения потребителей, в этом сезоне также не было». По данным ПАО «Иркутскэнерго», если сравнивать с осенне-зимним периодом 2014-2015 годов, то наблюдается снижение аварийности примерно на 40%. «Мы не единственная компания, которая ведёт статистику по аварийности, на совещании по результатам прохождения ОЗП в ОДУ Сибири приводились данные по отдельным электростанциям ОДУ Сибири. Есть электростанции, которые по мощности соизмеримы с Ново-Иркутской ТЭЦ, аварийность на которых выше, чем по всей системе «Иркутскэнерго», – рассказал Константин Молодкин. 

Ещё одна характерная черта нынешнего отопительного сезона – продолжение периода низкой водности. Второй год продолжается маловодье на Байкале и Ангаре, в целом же маловодный период длится уже десятилетие. На начало отопительного сезона запасы гидроресурсов составляли 9,1 млрд кВт-ч, и это ниже прошлого сезона на 5,5 млрд кВт-ч. Однако, как свидетельствуют энергетики, этого бесспорно хватило, чтобы покрыть зимние нагрузки. Разгрузку ГЭС из-за низкой водности покрыли конденсационные мощности ТЭЦ. Выработка электроэнергии на ТЭЦ составила 9,3 млрд кВт-ч, на ГЭС – 18,5 млрд. кВт-ч. Для сравнения, в прошлом сезоне теплостанции выработали 9,7 млрд кВт-ч, а ГЭС – 16,7 млрд кВт-ч. «Естественно, маловодный период является для нас экстремальным, – подчеркнул Константин Молодкин. – Выработка на гидростанциях была достаточно низкой.  Однако есть надежда, что явление это временное, за всю историю Байкала бывали гораздо более засушливые периоды». В целом же энергетики оценивают нынешний отопительный сезон как достаточно штатный – подготовка была проведена вовремя, с высоким качеством, срывов не было, все плановые ремонты закончены в срок. «Отработали зиму достаточно надёжно», – говорят энергетики. 

Долги растут

Пока производственники подводят итоги, ООО «Иркутскэнергосбыт» озвучило свою статистику. И она свидетельствует, что ещё не все потребители готовы вовремя и полностью расплачиваться за электроэнергию и тепло. 5650 млн рублей составили долги потребителей по электроэнергии, 4737 млн – по тепловой энергии по данным на 1 мая 2016 года. Как сообщили в ООО «Иркутская энергосбытовая компания», если провести сравнение с началом отопительного сезона, долги предприятий-котельных выросли в 2,4 раза – с 258 млн до 631 млн рублей. Самыми проблемными районами по оплате являются: Нижнеилимский, котельные которого задолжали 108 млн рублей; Усть-Илимский, где долг составил 107 млн рублей; и Братский район с 64 млн рублей. Более 95 млн рублей составляет задолженность котельных, чьи объекты ЖКХ перешли из предприятия ОАО «Облжилкомхоз» (имеет неоплаченную задолженность 427 млн рублей). Как отмечают в «Иркутскэнергосбыте», процент оплаты за потреблённую электроэнергию с момента образования новых предприятий составляет 35%. 

В целом же предприятия ЖКХ продолжают практику ухода от оплаты задолженности через банкротство и смену собственников предприятий. 218,7 млн рублей должны на начало мая все предприятия водоканалов. Самые высокие показатели у ООО «Правобережный» (Братск) – предприятие задолжало 15,4 млн рублей, а также у  водоканала города Черемхова, где долг составил  60,9 млн рублей. 

На 45% по сравнению с началом отопительного сезона выросли долги предприятий ЖКХ. Сегодня они составляют 3028 млн рублей. Самыми крупными неплательщиками являются ООО «Западное управление ЖКС» с 305,3 млн рублей, ООО «Северное управление ЖКС» (223,4 млн рублей) и ООО «Южное управление ЖКС» (205,3 млн рублей). 

Областной и местный бюджеты совокупно задолжали поставщикам ресурсов 459 млн рублей. Причём на долю областного бюджета пришлось 76 млн. рублей, на долю местных – 383 млн рублей. В Черемхове долги выросли до 39,5 млн, в Усть-Илимске – до 30,7 млн, в Нижне­илимском районе – до 

21 млн, в Чунском – до 20,9 млн рублей. В число наиболее крупных должников входят также Аларский район, где долг составляет 15,7 млн рублей, Баяндаевский с 13,3 млн рублей, Осинский (24,6 млн рублей), Боханский (27,6 млн рублей) и Эхирит-Булагатский (16,4 млн рублей) районы. 

«Главная задача – спокойствие потребителя»

Ещё не был закончен отопительный сезон 2015-2016 годов, а энергетики уже начали готовиться к зиме 2016-2017 годов. «В этом году приказ о подготовке к сезону 2016-2017 вышел до того, как официально был закончен отопительный сезон 2015-2016 годов, – сообщил Константин Молодкин. –  Времени на подготовку требуется много, и этот процесс – нормальное состояние нашей работы. Наша задача – поддерживать оборудование в постоянной готовности к несению нагрузки вне зависимости от того, зима это или лето. Это определяется суровостью нашего климата, а также слабой его прогнозируемостью. Нужно, чтобы оборудование работало без сбоев, запасы угля были достаточны для самой холодной зимы. Подготовка к зиме в нашем случае – это плановая каждодневная работа, и если спросить, сколько средств на неё затрачено, то можно сказать так: все средства, которые «Иркутскэнерго» тратит в течение года – по ремонту, по инвестициям в надёжность, – по сути это расходы  на подготовку к будущему отопительному сезону». 

Как сообщил Константин Молодкин, в рамках подготовки к новому сезону запланированы работы по ремонту всего основного оборудования – котлов, турбин, генераторов на тепловых станциях, турбин и гидрогенераторов гидравлических электростанций. Конечно, гидростанции почти не участвуют в процессе обеспечения населения теплом, но свет зимой тоже нужен, тем более что многие потребители пользуются электроотоплением. «Надёжность работы электрической части нашей энергосистемы обеспечивается ГЭС, – сказал он. – В этом году мы, естественно,  будем заниматься ремонтом и реконструкцией тепловых сетей, из наиболее значимых объектов стоит отметить строительство тепломагистрали «Ангарск – Иркутск», которое было начато в прошлом году. Это строительство не столько связано с обеспечением готовности к зиме, сколько является одним из знаковых объектов, которые обеспечат будущее развитие и надёжность. Мы планируем проводить ремонты, реконструкцию по ряду объектов теплосетей Иркутска и других городов. Ведутся работы в рамках губернаторской программы с целью обеспечения подключения новых потребителей». 

– Главная наша задача – чтобы потребитель был спокоен, – подчёркивает Константин Молодкин. – Если люди спокойны, получают тепло, если наша работа незаметна – значит, мы выполнили её отлично. Мы знаем все наши «узкие места», отслеживаем негативную динамику по инцидентам, ведём диагностику оборудования и сетей. Все ненадёжные участки мы постараемся этим летом заменить, чтобы не допустить нештатных ситуаций. Все филиалы подготовку к зиме заканчивают в разные сроки, поскольку мы работаем на достаточно обширной территории. Расстояние от юга до севера порядка 900 км. Естественно, на север области зима приходит раньше, и сроки там более ранние. Несмотря на то что тепло в дома большинства жителей области поступит уже в середине сентября, ряд работ по подготовке оборудования к зиме будут идти до ноября. Какая-то часть оборудования не будет востребована до сильных морозов, и ремонт будет продолжаться планово. Так что работа продолжается практически круглый год. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры