издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Все забывают про Михайловку»

Реконструкция котельной посёлка под угрозой из-за отсутствия федеральных денег

  • Автор: Егор Щербаков, Елена Постнова

Посёлок Михайловка Черемховского района пока не фигурирует в сводках коммунальных аварий. В прошлом году на его котельной произошли четыре неплановых остановки оборудования, но прекращения подачи тепла в жилые дома и социальные объекты удалось избежать. Однако оборудование достигло той степени износа, при которой никто не возьмётся гарантировать его безаварийную работу следующей зимой. Предполагалось, что летом 2016 года котельную реконструируют за счёт 184,86 млн рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ и 33 млн рублей из областного бюджета. Однако проект в последний момент остался без денег на реализацию: их не заложили на федеральном уровне, а без этого министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области не может внести свою долю. Времени на разрешение этой коллизии, между тем, остаётся всё меньше и меньше.

Найти котельную, которая отапливает Михайловку, сравнительно легко – одна из труб на севере-северо-западе от посёлка не дымит, поскольку отопительный сезон уже завершился. Дорога лежит вдоль теплотрассы из двух труб с висящей лохмотьями изоляцией (на одном участке видно, что её поджигали, где-то она вовсе отсутствует). На территории бывшего Восточно-Сибирского огнеупорного завода, работавшего в годы СССР, но не пережившего последовавших за его развалом экономических неурядиц, открывается картина, достойная фильма «Сталкер»: каркасы цехов, перед одним из которых даже сохранилась старая табличка, груды строительного мусора, покосившиеся металлические заборы. Направо от покрытой угольной пылью площадки – небольшое предприятие по выпуску металлизованных окатышей, налево – теплоисточник. На фасаде последнего красуется витраж «1980». 

«Такой же моногород»

«Котельная работает с 1973 года, – рассказывает главный инженер ООО «Михайловские коммунальные системы» Николай Скопенко. – Она предназначалась в основном для теплоснабжения завода и, в гораздо меньшей степени, отопления посёлка. Завод своё существование прекратил, но люди в посёлке продолжают жить». Численность населения сократилась почти на одну пятую: если по итогам Всесоюзной переписи 1989 года в Михайловке насчитывался 9381 житель, то в данных Иркутстата на 1 января 2016 года речь идёт о 7558 жителях. «Один наш котёл выдаёт где-то 35 гигакалорий, а расчётная нагрузка составляет 25», – добавляет заместитель главного инженера Анатолий Санников, который работает на котельной с 1977 года. Для мощного источника тепла это капля в море, но для её выработки генерирующее оборудование потребляет больше топлива, чем в номинальном режиме работы. Так, зимой котельная расходует более 200 тонн угля в сутки. 

Изначально на ней работали четыре котла К-50-40/14, изготовленных на заводе в Белгороде. Два из них, чью эксплуатацию Ростехнадзор к настоящему времени запретил, были установлены и запущены в 1973 году. Ещё один заработал в 1976-м, другой – шесть лет спустя.  Оборудование – не только генерирующее, но и вспомогательное – изношено более чем на 70%. За всё время эксплуатации котельной капитальный ремонт техники, зданий и сооружений не проводился, не говоря уже о реконструкции или модернизации. Снаружи это заметно по забитым фанерой окнам и отдельным покосившимся бетонным панелям, между которыми зияют разрушившиеся швы, внутри – по советскому интерьеру кабинетов с потёками воды, возникшими из-за прохудившейся кровли. 

Ремонт проводился в 2009 году, но он относился скорее к разряду текущих, а не капитальных. Не так давно заменили один из двух баков-накопителей воды. «[Поселковая] администрация нам помогает, чем может:  в прошлом году, например, закупили новый сетевой насос, – продолжает Скопенко. – Но на полную мощность мы его не используем, чтобы не порвать теплосеть. Хотели бы улучшить качество отопления, но без ремонта трубопроводов сделать этого не можем». Другая сторона той же проблемы – отсутствие горячей воды в домах Михайловки в межотопительный сезон. Законодательство, конечно, требует, чтобы благоустроенное жильё было ею обеспечено, но для этого необходимо проложить ещё один трубопровод, меньшего диаметра, на строительство которого нет денег. В тарифы – жители посёлка платят за гигакалорию 716,43 рубля, с 1 июля её цена увеличится до 744,37 рубля – требуемые затраты не заложены. «У нас два приоритета – закупка топлива и выплата заработной платы, – констатирует генеральный директор ООО «Михайловские коммунальные системы» Елена Дорожкина. – Ремонтируем только самое-самое необходимое, говорить о чём-то большем, к сожалению, не приходится». Речи не идёт ни о модернизации генерирующего оборудования, ни тем более о реконструкции теплотрассы длиной 14 км. 

«У всех на слуху Байкальск, но все забывают про Михайловку, – замечает глава городского поселения Михаил Гулин. – Мы такой же моногород, у нас так же распалось градообразующее предприятие, у нас такая же огромная котельная, которая требует огромных средств. Её техническое перевооружение мы затянули лет на пять, сейчас его кровь из носу надо делать. Иначе мы не подготовимся к зиме, работники останутся с низкой зарплатой, а оборудование начнёт ломаться». Во время прошлого отопительного сезона уже произошли четыре неплановые остановки. Сломавшийся котёл ремонтировали, устанавливая на него запасные части от второй машины, которая стоит в резерве, – накопленные за четыре десятка лет эксплуатации материалы давно израсходованы. Только благодаря этому сбоев в теплоснабжении посёлка удалось избежать. «Работаем по большей части на энтузиазме, – невесело ухмыляется Скопенко. – Остался минимум персонала – если кто-нибудь заболеет, его некем заменить. Не вышел начальник смены – идёт кто-нибудь из руководства». 

«Подготовили проект, прошли экспертизы, нашли инвестора»

Вопрос о строительстве новой, более компактной котельной возник ещё в 2007 году. Тогда областное правительство дало поручение о разработке проекта. Но когда бумаги были готовы, разразился экономический кризис, из-за которого решение вопроса было отложено. К нему вернулись только в марте 2012 года. На тот момент затраты на глубокую модернизацию существующей котельной оценили в 200–240 млн рублей, расходы на строительство нового теплоисточника – в 300–320 млн рублей. В 2013 году было принято решение о необходимости строить новую котельную. «Правительству области дали поручение, – рассказывает Михаил Гулин, – мы подготовили проект и прошли все экспертизы. Нашли инвестора, который вложил 17 миллионов рублей в разработку проектно-сметной документации, в ноябре 2015 года получившей положительное заключение государственной экспертизы».

Им оказались «Михайловские коммунальные системы», которым в январе 2015 года котельная перешла от предыдущего арендатора – ООО «Теплоцентр». «Довеском» к активу были долги, превышавшие 20 млн рублей. Часть из них пришлось выплатить за счёт средств инвестора, чтобы не оставить котельную без угля. Администрация посёлка предпринимала усилия по привлечению частного финансирования для модернизации котельной на условиях концессионного соглашения. «Михайловские коммунальные системы» тоже к этому были готовы, но по законодательству в сфере тарифного регулирования предельная планка возврата инвестиций не превышает 8 млн рублей в год. В итоге сроки возврата средств практически достигают 30 лет. Помимо того что предприятие вложилось в разработку проекта, благодаря ему была подготовлена заявка (единственная из Иркутской области) на получение средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ, который с 2013 года получил право финансировать модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. На реконструкцию котельной в Михайловке с заменой действующих машин на менее мощные агрегаты попросили 184,86 млн рублей из его средств. Софинансирование со стороны областного бюджета должно было составить 33 млн рублей. 

Предполагалось, что на эти деньги и средства инвестора можно будет летом 2016 года смонтировать один котёл со вспомогательным оборудованием, а завершить модернизацию котельной, которую невозможно произвести за один межотопительный период, уже в следующем году.

«В апреле министерство [жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области] сообщило, что нам выделяют эти деньги, в начале мая мы должны были подписать соответствующее соглашение, – подчёркивает Гулин. – Но 28 апреля мне сказали, что эти деньги сняли, не называя причин. Оставили 3 миллиона». Для сравнения: затраты на ремонт одного котла составляют 12 млн рублей, двух – 24 млн. С учётом вспомогательного оборудования и кровли здания котельной расходы возрастают как минимум до 50 млн рублей. «Мы эти деньги в котельную воткнём, но она останется убыточной! – резюмирует глава Михайловки. – Тарифные решения не покрывают всех расходов. Чтобы хоть как-то начать готовить котельную к зиме, нужно, чтобы районный бюджет возместил 2 миллиона рублей, а область компенсировала 4 миллиона рублей, положенных «Михайловским коммунальным системам» за выпадающие доходы согласно постановлению регионального правительства. Тогда мы хотя бы рассчитаемся с энергетиками и не останемся без электричества, необходимого для работы. Но если мы не начнём техническое перевооружение котельной, то через год, а может быть, и в предстоящем отопительном сезоне будут остановки оборудования». 

Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Андрей Капитонов объясняет корреспонденту «Сибирского энергетика»: от финансирования проекта за счёт региональной казны пришлось отказаться из-за того, что средства на него не были заложены в Фонде содействия реформированию ЖКХ. «К сожалению, пока федеральное финансирование не подтверждено, мы, учитывая ситуацию с бюджетом, не можем себе позволить выделить деньги, – говорит он. – Потребность в модернизации и строительстве новой инфраструктуры только по водоснабжению и водоподготовке по всей области составляет 10 миллиардов рублей. В сфере теплоснабжения та же ситуация, поэтому нам надо отказаться хотя бы от самых затратных и экологически небезопасных котельных, работающих на нефти и мазуте». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры