издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Секвестра не будет

  • Автор: Алена Махнёва

Доходы бюджета Иркутской области можно увеличить минимум на 3-4 млрд рублей с помощью «кропотливой работы» над налоговыми поступлениями, уверен первый заместитель губернатора – председатель правительства Иркутской области Александр Битаров. В частности, в Сером доме недовольны налоговой отдачей предприятий «Группы «Илим» в регионе.

Александр Битаров прокомментировал состояние областного бюджета 15 декабря, на пресс-конференции, посвящённой 100 дням губернаторства Сергея Левченко и планам работы обновлённого правительства Иркутской области на 2016 год.

Принятый бюджет на 2016 год, по словам первого замгубернатора, сбалансирован и не потребует урезания расходов. Дефицит областной казны не превышает 8,5%, что даёт региону возможность финансового маневра. Меры правительства по оптимизации расходов и уменьшению дефицита, а также возможность финансирования растущих расходов на погашение долга повлияли на уровень кредитного рейтинга Приангарья по шкале Standard & Poor’s. В декабре служба подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг  Иркутской области на уровне «BB» и «ruAA» по национальной шкале, прогноз «Негативный».

Между тем с принятием бюджета работа над главным финансовым законом области не закончилась. Антикризисная комиссия правительства в течение всего года намерена работать над увеличением доходной и оптимизацией расходной частей, заявил Александр Битаров: «Мощнее развернёмся начиная с февраля, – говорит председатель правительства. – Мы абсолютно убеждены, что можно от ряда структур добиться увеличения налога на прибыль, несмотря на кризис». Серьёзно не додаёт в бюджет области лесная отрасль, уверен Битаров. По земельному налогу удастся поднять платежи если не в этом, то в следующем году: «В 2015-м по этой статье зафиксированы недопоступления из-за того, что в 2013 году была неверно, на наш взгляд, проведена кадастровая оценка земли, в результате чего большое количество предприятий пошло в суды, и в итоге они стали платить ещё меньше, чем до повышения кадастровой стоимости».

Некоторые крупные налогоплательщики, по словам Битарова, пользуются лазейками в законах, которые позволяют недоплачивать налоги. «К примеру, «Группа Илим». Два мощнейших комбината в Братске и Усть-Илимске. По 2015 году налог на прибыль составил 6 млн рублей. После модернизации предприятия в Братске, на что было потрачено около 1 млрд долларов, прошло три года, на наш взгляд, прибыль есть, и я убеждён, что в 2016 году она будет показана». По словам чиновника, поступления от предприятий «Группы «Илим» в региональную казну могут превысить 1 млрд рублей. Впрочем, отметил Битаров, прогнозировать объём налога на прибыль в целом сложно – сейчас почти наполовину его формируют добывающие «Иркутская нефтяная компания и «Верхнечонскнефтегаз», которые вместе платят около 14 млрд в консолидированный бюджет. «При планомерной кропотливой работе за год нам удастся поднять доходную часть, поэтому секвестра, я убежден, не будет, если только нефть не обрушится до 15–20 долларов за баррель», – рассчитывает Битаров.

В правительстве не планируют предлагать новые налоговые преференции бизнесу, однако не исключают, что в процессе работы антикризисной комиссии привлекательные предложения могут появиться. В пример Александр Битаров привёл создание территории опережающего развития в Усолье-Сибирском. «Мы рассчитываем, что во вновь созданный химический кластер войдут ряд предприятий извне. Может быть, не очень большие». В правительстве считают, что льготное налогообложение в условиях ТОР позволят «оживить» депрессивный моногород.

Большие надежды у руководства области на рост поступлений по НДФЛ за счёт борьбы с зарплатами в конвертах, особенно в сфере услуг. По тому же НДФЛ, а также земельному и транспортному налогам можно поднять доходную часть на 3-4 млрд рублей в течение одного года, убеждён Александр Битаров. «Понизив приблизительно на такой же объем нерациональные расходы, мы можем в общей сложности дать бюджету Иркутской области 6-7 млрд, а это реальная подушка безопасности, которая должна у нас быть в период кризиса».

Что касается расходов, то под оптимизацию попадут три категории: траты на неэффективно действующие структуры, которые необходимо либо объединять по профильным направлениям, либо вовсе ликвидировать; административные расходы на управление поселениями с населением менее 500 человек (их планируется укрупнять, чтобы уменьшить штат чиновников); некоторые затраты в социальной сфере, например, завышенные претензии перевозчиков на получение субсидий за обслуживание льготных категорий граждан.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры