издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Игра на повышение доверия

Давно доказано: когда работает счётчик, поневоле начинаешь сокращать лишние траты. Но сэкономить, как показывает практика, можно и на их эксплуатации, снимая показания автоматически. О том, как работают это и другие нововведения последних лет, направленные на то, чтобы в конечном счёте повысить степень доверия потребителей, рассказывают специалисты ООО «Иркутскэнергосбыт».

Федеральный закон «Об энерго­сбережении и повышении энергетической эффективности» содержит несколько важных изменений, которые специалисты в отрасли не зря называют революционными. Самое важное – обязанность оснастить жилые дома приборами учёта электричества, тепла, воды и газа. Согласно закону, до 1 июля 2012 года (в случае со счётчиками газа – до 1 января 2015 года) сделать это должны были собственники жилья. После этого за дело взялись поставщики ресурсов: обязанность легла на плечи ресурсоснабжающих организаций, которые устанавливают приборы учёта, а их стоимость потом в рассрочку компенсируют потребители. Мотив для них очень простой – точность расчётов и обоснованность платежей, которые дают «весы» для ресурсов, исключают разногласия между двумя сторонами. «Наша работа с потребителем строится на доверии, – подчёркивает начальник производственно-технического отдела «Иркутскэнергосбыта» Игорь Тимонин. – В платёжных документах должны быть конкретные и корректные цифры, чтобы человек понимал, из чего они складываются. Тогда будет платёжная дисциплина». 

Во многом благодаря поставщикам ресурсов степень оснащённости многоквартирных домов тепловыми счётчиками в регионе в настоящее время достигает 55%, варь­ируясь в зависимости от города. «В рамках исполнения федерального закона мы поставили по всей области более 2700 приборов учёта, – рассказывает заместитель главного инженера «Иркутскэнергосбыта» Андрей Ловцов. – И это позволяет людям экономить, хотя счётчик является только средством, отражающим реальное положение дел. В действительности потребление, как правило, ниже нормативов. Если по каким-то причинам вы видите, что показатели общедомового прибора высоки, это первый сигнал к тому, что пора заняться утеплением дома и регулировкой системы теплового пункта». 

Расходы на электроэнергию ниже, чем на тепло, и тем не менее приборами её учёта оснащено подавляющее большинство много­квартирных домов – более 90%. 

В режиме «автомат»

Экономия в таких условиях, на первый взгляд, зависит только от самих потребителей. Однако резервы для неё изыскивают и энергетики. Эффективной мерой оказался автоматизированный приём данных со счётчиков, который производится дистанционно. Для этого в 2014 году модемами оборудовали 1600 приборов учёта тепла. В 2015-м ими планируют оснастить ещё 1300 счётчиков. Самая масштабная работа была проведена в Ангарске. Монтаж модемов производится также в Железногорске-Илимском, Саянске, Усолье-Сибирском и Усть-Илимске, а также, частично, в Иркутске и Шелехове. «В этом году мы сконцентрировались на удалённых от областного центра территориях, потому что там есть определённые проблемы со съёмом показаний», – объясняет Тимонин. 

Установка одного модема обходится в среднем в сумму около 10 тыс. рублей. При этом он даёт возможность потребителям снизить затраты на съём показаний примерно на 300 рублей в месяц. Арифметика проста: если на установку 1300 модемов необходимо 13 млн рублей, то на их использовании можно сэкономить 390 тыс. в месяц или 4,68 млн рублей в год. Получается, что система окупается чуть меньше чем за три года, а дальше генерирует экономию как таковую. Есть и другой эффект – снижается вероятность ошибки при переносе данных, как это было при их обработке вручную. При этом и самим потребителям предоставляют информацию, полученную в автоматическом режиме. Эти обстоятельства тоже работают на повышение доверия людей к тем, кто поставляет им тепло и электричество. 

Переосмыслили подход

Другим нововведением станет внедрение видеорегистраторов. Не той аппаратуры, что, в привычном нам смысле слова, устанавливается в автомобилях, а компактных устройств, которые сотрудники «Иркутскэнергосбыта» – инженеры-регистраторы и контролёры – берут с собой на выезды и которые фиксируют общение с клиентами. Благодаря снятым видео можно судить о том, насколько соблюдаются принятые в компании стандарты работы с потребителями. Пока 60 регистраторов закупили для нужд тех отделений, которые располагаются в Иркутске. Их применение сопряжено с определёнными техническими сложностями по части размещения и хранения отснятого материала и его обработки, но реализация проекта продолжается. 

Работа в других направлениях, может быть, не столь заметна и очевидна для рядового потребителя. Так, в 2015 году в компании изменили требования к приёмке индивидуальных тепловых пунктов в жилых домах перед отопительным сезоном. Иной стала и форма актов готовности. Цель – выдать потребителям рекомендации для регулировки системы отопления и проведения других мероприятий, которые позволят экономить ресурсы без отказа от привычной степени комфорта. «Подход мы переосмыслили в 2014 году, а в 2015-м пошли работать адресно, – замечает начальник производственно-технического отдела «Иркутскэнергосбыта». – В целом мы справились». 

Ловцов, в свою очередь, добавляет, что в 2016 году предполагается всё так же работать над автоматизацией систем учёта и другими проектами, идущими на благо энергетиков и потребителей. «Понятно, что экономическая ситуация отражается и на нас, но мы всё равно делаем то, в чём есть необходимость», – говорит он. При этом «Иркутск­энергосбыт» старается идти в ногу со временем, в котором скорость и объём передачи данных увеличиваются на фоне всё возрастающей мобильности людей. В ближайшее время будет запущено разработанное в компании приложение для платформы Android, в котором будут те же функции, что и в разделе «Личный кабинет» на её официальном сайте. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры