издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Пока рубль не выздоровеет»

Иркутские турбизнесмены и ритейлеры рассказали о новом явлении на рынке – шопинг-турах из Китая

Время, когда иркутяне ездили в Китай, чтобы закупиться «по дешёвке», прошло. Теперь жители Поднебесной приезжают в Иркутск для шопинга. С падением курса рубля китайские товары у нас дешевле, чем в стране-производителе. Туроператоры отмечают, что китайских туристов прогулки по магазинам в этом году интересуют гораздо больше, чем в прошлом. Владельцы бутиков, в свою очередь, делают всё, чтобы угодить новым клиентам.

Шопинг как цель поездки

Гид-переводчик компании «БК Тур» Антонина проводит экскурсии для китайских туристов. Новые пожелания гостей из Китая ощутимо сказались на её работе. «С падением курса рубля интерес китайцев к шопингу возрос. Мы чувствуем эту тенденцию с декабря прошлого года. Хотя отдельных шопинг-туров мы не предлагаем, прогулки по магазинам входят в обычные туры. Для туристов из Китая шопинг – одна из основных целей поездки. Они просят выделить им отдельное время для этого, – рассказывает Антонина. – Как правило, один день пребывания в городе гости посвящают прогулкам по магазинам. Шопинг не интересует только пожилых туристов, но даже они не отказываются зайти, например, в обувной. Те, кто приезжает просто на экскурсию, никогда не пройдут мимо магазина».

Оценить точно масштабы этого явления не представляется возможным. Только определённые категории вещей должны декларироваться на выезде. Это, к примеру, культурные ценности, объекты СИЕТЕС, валюта. «Если турист купил в Иркутске одежду или набрал продуктов, он проходит таможенный контроль, не заполняя никаких деклараций. Учитывается только вес багажа, а количество, виды, наименования – нет. Может быть, турист приехал с этими вещами и уехал с ними же», – пояснил  исполняющий обязанности первого заместителя начальника Иркутской таможни Евгений Остапенко.

Зато владельцы магазинов почувствовали, что интерес к их товарам со стороны гостей из Поднебесной усилился, и стали ориентироваться на новых целевых клиентов. «Китайцам выгодно закупаться в Иркутске. Брендовые вещи у нас на данный момент стоят дешевле. Когда поток туристов из Китая увеличился, магазины это учли: появились прейскуранты цен и вывески на китайском языке, – комментирует  начальник отдела выездного туризма компании «БК Тур» Елена Нам. – Нет только продавцов со знанием китайского, но для этого существуют гиды. В целом магазины работают на результат».

Что выбирают китайцы

В торговых местах, где китайских посетителей очень много, продавцы и сами постепенно начинают говорить по-китайски. Так, директор магазина парфюмерии и косметики «Иль де Ботэ» на Карла Маркса Ольга Асташова рассказала, что продавцы выучили базовые слова на родном языке граждан Поднебесной. «Поток китайцев заметно увеличился с середины июня и продолжался до конца сентября, в октябре пошёл на спад. В этом году китайские туристы стали более активными. Большую часть покупок совершают у нас туристы. Их интересуют средства для ухода и ароматы, – говорит Ольга. – У нас есть постоянные клиенты, а есть те, кто приходит группами. В нашем магазине групп меньше. В основном это наши целевые клиенты. Они живут в Иркутске, к ним приезжают друзья, знакомые, родственники, которых те ведут сюда. У нас нет вывесок на китайском языке, но есть торговые марки, ориентированные на туристический поток из Китая. Они выпустили свои листовки по рекламной продукции».

Возле магазина «Shene ювелир» на Карла Маркса установлен стенд с объявлением, написанным по-китайски. Мы поинтересовались у продавцов о содержании рекламы. Выяснилось, что ювелирный магазин предлагает скидку от 10 до 15% для туристических групп из Китая. Этот стенд был установлен в июле после того, как количество китайских клиентов в магазине увеличилось. «Китайцы заходят большими группами, в этом году их стало много, в прошлом – было поменьше, – рассказывает администратор магазина. – Китайцев привлекают изделия из бивня мамонта – их туристы скупают большими партиями. Также их интересуют обручальные кольца с бриллиантами, цепи, камни – топазы, аметисты, гранаты».

Гид-переводчик  Антонина также рассказала нам, что помимо ювелирных изделий и косметики туристов из КНР интересуют меховые изделия. Причём меха им нравятся колоритные, сибирские. Например, кто-нибудь да поинтересуются, где можно купить шапку из меха нерпы. «Туристов из Китая у нас стабильно много. Больше они любят сибирские меха, предпочитают длинные роскошные шубы, шапки из соболя, варежки, – делится менеджер по продажам магазина «Меха Сибири» на Литвинова Татьяна Семёнова. – Примерно половина туристов заходят посмотреть, но не покупают – их не устраивают цены. Но среди гостей из Китая много тех, кто охотно берёт наши изделия. Многие из них говорят, что лучше взять дорогой, но качественный товар. С турфирмами у нас нет договорённостей, но каждое воскресенье есть скидки 50% на определённые изделия для всех покупателей. Плюс к этому мы делаем скидки туристам, когда они берут сразу несколько изделий».

Туристы из КНР жалуют и отечественные продуктовые товары. «В супермаркетах они покупают йогурты, в огромных количествах вывозят кофе и шоколад. У нас даже растворимый кофе лучше, чем в Китае – в Поднебесной он как порошок. Шоколад в Китае или невкусный, или дорогой. Также китайцы покупают водку, квас. Китайские бабушки и дедушки спрашивают, где можно купить содовую», – рассказала Антонина. В продуктовых магазинах слова гида подтвердили. Заместитель директора одного из расположенных в центре города супермаркетов «Слата» Елена Солдатова так описывает сформированную в Иркутске среднестатистическую продуктовую корзину китайского туриста: яйцо, курица, молоко и сибирские сладости, к примеру, кедровые орешки в шоколаде. 

По словам Антонины, китайцам в Иркутске нравится всё, кроме одного. «Не радует гостей из Поднебесной то, что у нас маленькие магазины. В Китае огромные торговые центры, где есть всё. Им хочется чего-то подобного, только с нашими ценами», – пояснила девушка. 

«Пока рубль не выздоровеет, шопинг-туры для китайцев будут развиваться», – полагают наши собеседники. Удовлетворены этим трендом и продавцы брендовых вещей. Кто-то даже шутит: «Происходит покупателезамещение в последнее время экономящих на многом иркутян китайскими туристами».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры