Новые механизмы
В конце июня Жилищный кодекс пополнился новыми изменениями, которые призваны облегчить управление многоквартирными жилыми домами. Пакет новых норм теперь позволяет облегчить жизнь собственникам и ужесточить требования к управляющим компаниям и гарантированным поставщикам. Кроме этого перемены в будущем должны коснуться расчёта начислений за отдельные виды ЖК-услуг и статуса протоколов общедомовых собраний. Вступать в силу единовременно подписанные президентом изменения начнут по отдельности в течение ближайшего года. Тем не менее до сих пор, признают специалисты в области ЖКХ, остаётся непонятным механизм исполнения нововведений.
В прошлых номерах «СЭ» уже писал о грядущих изменениях (статья «ЖКХ по новым правилам» от 3 июля 2015 года). Изменения, инициированные год назад премьер-министром Дмитрием Медведевым, касаются трёх десятков статей Жилищного кодекса. Речь идёт о разработке целого ряда нормативно-правовых документов, регулирующих новшества в сфере ЖКХ. Это лишь малая часть перемен, коснувшихся коммунального комплекса за последние два года, когда было принято около 400 нормативных документов.
Специалисты в области ЖКХ признают: отслеживать вал изменений в законодательстве для них оказалось непростой задачей. Только изменения, одобренные на федеральном уровне 30 июня, включают сразу несколько положений, которые касаются собственников помещений в многоквартирных домах, изменения платы структуры за квадратные метры и коммунальные услуги, ужесточения за нарушения порядка предоставления услуг.
Коммунальные взаимоотношения
Часть новых изменений касается взаимоотношений собственников с управляющей компанией, правлением ТСЖ, ЖК или ЖСК. Теперь за нарушение прописанных норм планируется ввести ужесточённый надзор. Так, например, за подделку некоторых документов виновным будет грозить наказание вплоть до уголовной ответственности.
– В настоящее время некоторые недобросовестные компании самостоятельно подписывают документы от лица собственников, тем самым вводя в заблуждение контролирующие органы и самих жителей, – говорит директор СРО НП «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек. – Кроме этого документы могут подделать старший по дому или сами жильцы. Случается и так, что к неплательщику приходит УК с требованием подписать что-то от лица остальных собственников, взамен обещая обнулить долги. Есть практика, когда жильцы сами что-то делают или управляющая компания протокол общего собрания подписывает «на коленке». Если до введения новых норм этот вопрос можно было решить только в рамках судебных заседаний и ответственности за подлог не было, то теперь виновные будут нести наказание.
Ужесточается наказание за подлог документов только через полгода. «Все, что произойдёт до момента вступления в закон, не попадает под его юрисдикцию», – говорят юристы.
Особую силу, согласно новым поправкам, должны получить протоколы и решения общего собрания собственников многоквартирного дома – с 28 декабря они получат статус официальных документов.
– Это несёт за собой изменение прав и обязанностей собственников, – объясняет эксперт по правовым вопросам СРО НП «Содружество ЖКХ» Максим Тельтевский. – Теперь правоохранительные органы могут использовать его для расследования нарушений.
Именно поэтому теперь копии решений и протокола общего собрания должны быть переданы в орган госжилнадзора, где они будут храниться три года. «В нашем случае речь идёт о Службе жилищного надзора Иркутской области, – поясняет Тельтевский. – Абсолютно все субъекты правоотношений: УК, ЖСК, собственники – обязаны отправлять протоколы в этот надзорный орган, если стали инициатором общего собрания».
Новая форма
Ещё один важный шаг касается самой процедуры общего собрания.
– У нас по закону до 30 июня проведение текущего ремонта согласовывалось исключительно на общем собрании. Теперь у жителей есть право делегировать свои полномочия по согласованию текущего ремонта совету дома, – говорит Михаил Дамешек.
Собственники, обладающие более 10% голосов, вправе единовременно обратиться в УК с требованием о проведении собрания, которое должно быть организовано в течение последующих 45 дней. Помимо частных инициаторов, потребовать общего собрания жильцов теперь сможет и сама управляющая компания.
Многие из нынешних изменений законодательства связаны именно с проведением домовых собраний. В частности, на место очной и заочной форм обсуждений пришла очно-заочная, которая призвана экономить время в решении тех или иных актуальных вопросов. «Если говорить о временном интервале с учётом требований законодательства, сейчас необходимо сначала провести очное собрание. Только если оно не состоялось, приходит время заочного. В результате это натягивает сроки решений по некоторым вопросам, – рассказывает Максим Тельтевский. – Здесь законодатель пошёл навстречу, и появилась очно-заочная форма. Суть такова, что часть жильцов теперь голосуют очно, присутствуя на собрании; те же, кто не смог прийти, могут принести решение позже. Нужно отметить, что при данной форме собраний волеизъявления должны быть только в письменном виде. Нельзя будет голосовать руками. Всё равно все должны дать письменный ответ, чтобы потом определить, кто голосовал и как».
Рокировка услуг
Ужесточение контроля, прописанное новыми изменениями, предусмотрено и за некачественное предоставление коммунальных услуг. «Это касается нарушений температурного режима и, самое главное, режима прекращения передачи коммунальных услуг, – отмечает Михаил Дамешек. – Новым законом регламентируется временной промежуток, на который может быть отключена коммунальная услуга. Если этот интервал нарушается, то жители имеют право обратить в УК, и она на основании заявления жителей уже обращается к поставщику, который обязан заплатить штраф-компенсацию за предоставленные неудобства».
При этом вина за поставку некачественных услуг может лежать и на управляющей компании, и на ресурсоснабжающей организации. Кто из них будет отвечать за нарушения, зависит от показателей домовых приборов.
Поправки в Жилищный кодекс с 28 декабря предусматривают наказание за неправильное начисление коммунальных услуг. Лицо, виновное в увеличении расходов на услуги ЖКХ, обязано уплатить потребителю штраф «за исключением случаев, если нарушение было устранено до обращения или оплаты».
Существенно изменится список коммунальных услуг, которые в январе 2016 пополнятся выбросом твёрдых бытовых отходов и вывозом мусора (они прежде считались жилищной услугой). «Это вносит ясность в расчёты, – объясняет Михаил Дамешек. – Раньше вывоз рассчитывался исходя из площади квартиры: всё делили на квадратные метры. Это нелогично, потому что на ста квадратах могут проживать и 10, и 2 человека, которым приходится платить одинаково. Теперь учитывается количество прописанных в квартире. Также из-за того, что эта услуга перешла в разряд коммунальных, плату за неё будут устанавливать на уровне субъекта РФ. Это правильно, потому что вывоз мусора зависит от стоимости бензина и может сильно меняться, а УК не может эти изменения вовремя согласовать с собственниками».
Общедомовые нужды с 1 апреля 2016 года перестанут считаться коммунальной услугой, перейдя в разряд «содержание жилья».
У изменений, одобренных в июне, нет единого срока вступления, подчёркивают специалисты. Отчасти это связано с тем, что у этих норм нет точных механизмов осуществления. «Полномочия подписано делегировать совету дома,– говорят юристы. – Но во многих домах его до сих пор нет. Это значит, что такие советы сейчас нужно массово создавать».