Прибыли на конечную
В Приангарье становится всё меньше электричек
В 2014 году Байкальская пригородная пассажирская компания отменила 27 пригородных поездов, и это далеко не предел. В этом году сокращение продолжится, заявил в минувшую пятницу начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов, так как областные субсидии не покрывают убытки от перевозки пассажиров. В то же время губернатор региона Сергей Ерощенко «категорически не согласен» с сокращением числа электропоездов и намерен обсудить этот вопрос с президентом РЖД Владимиром Якуниным.
С 14 декабря прошлого года в Иркутской области перестали курсировать электрички Слюдянка-1 – Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирский – Половина, Половина – Большой Луг, Большой Луг – Усолье-Сибирское, Усолье-Сибирское – Кая, Иркутск-Сортировочный – Подкаменная. С начала года остановились шесть поездов сообщением Зима – Черемхово и обратно. Такая «оптимизация» движения уже вызвала недовольство пассажиров: теперь те, кто едут в Иркутск, например, из Усолья-Сибирского, могут добраться по железной дороге только до станции Иркутск-Сортировочный, откуда нужно проделать не самый короткий путь до остановки общественного транспорта, чтобы прибыть в центр города. Впрочем, в ВСЖД сообщают, что «в большей степени были отменены те пригородные поезда, населённость которых составляла менее 30%, а у пассажиров имеется возможность альтернативного вида транспортного сообщения».
«Если в начале прошлого года по Иркутской области курсировали почти 140 пригородных поездов, а по Бурятии – более 20, то сегодня в соседней республике осталось всего 5 маршрутов электричек, а по заявке, сформированной правительством Иркутской области, этих поездов останется 65», – заявил в минувшую пятницу начальник ВСЖД Василий Фролов. На конец декабря минувшего года на территории нашего региона курсировало уже 94 электрички. Железнодорожники объясняют необходимость отмены поездов снижением пассажиропотока и убыточностью этого вида перевозок. Если в 2013 году Байкальская пригородная пассажирская компания (единственный оператор железнодорожных перевозок людей электротранспортом в двух регионах) перевезла по территории Приангарья и Бурятии 13,59 млн пассажиров, то в году прошедшем их стало на 1,11 млн меньше, сообщили «Конкуренту» в пресс-службе ВСЖД. Сегодня пригородные перевозки живут во многом за счёт субсидий, однако, по данным дороги, оба субъекта федерации, с которыми работает БППК, не доплатили весьма круглые суммы: «На территории Иркутской области ситуация следующая: задолженность перед компанией за 2011 год – 28,1 млн рублей, 2012 – 163,3 млн, 2013 год – 311,1 млн, за 2014 год ожидается 310,2 млн рублей», – сообщили в пресс-службе. Общий объём субсидии в Приангарье за прошлый год составил 516 млн рублей, на нынешний год выделено 406 млн. Однако уже сейчас ясно, что этого будет мало – при существующем движении поездов в БППК прогнозируют 631,3 млн рублей убытков.
«Пассажирские перевозки всегда были убыточными, – констатирует Василий Фролов, – компенсация по использованию [железнодорожной] инфраструктуры со стороны правительства должна производиться». Ответственность за содержание и ремонт инфраструктуры лежит на перевозчике, то есть на РЖД, уточняет он. Налоги и сборы, которые платят автотранспортные организации, несопоставимы с затратами РЖД на оздоровление инфраструктуры, уверен начальник дороги. Однако в бюджете области только 6% общих расходов на транспорт приходится на железные дороги при том, что 44% пассажиров в регионе перевозятся именно по ним. Задолженность БППК перед ОАО «РЖД» за 2014 год по аренде подвижного состава составила 322,2 млн рублей. Залатать эти финансовые прорехи не поможет и увеличение стоимости проезда, вступившее в силу с 1 января.
В БППК утверждают, что проводят оптимизацию движения пригородных поездов под размер субсидии, причём подчёркивают, что делают это по согласованию с регионом. Однако губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко придерживается другой позиции: «Я категорически против [сокращения количества пригородных поездов], с территорией это не согласовано, – сообщил он «Конкуренту». – На увеличение тарифа мы согласились, а на уменьшение количества перевозок – нет. Область ежегодно тратит большую сумму, поэтому мы претендуем в том числе и на то, чтобы парк обновлялся. Я с огромным уважением отношусь к железной дороге как предприятию, но по Байкальской пригородной компании у нас понимание до конца не достигнуто, хотя по сравнению с тем, что было три года назад, ситуация выравнивается». Глава региона добавил, что намерен в ближайшее время обсудить ситуацию с пригородными перевозками с главой РЖД Владимиром Якуниным.