издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пережил судебный шквал

Ледокол «Ангара», вернувшийся в распоряжение области, станет филиалом краеведческого музея

Арбитражный суд Иркутской области обязал региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры сойти с борта ледокола «Ангара» и передать судно областному министерству имущественных отношений. Решение об этом было принято 9 июля, и пока ИРО ВООПИК не воспользовалось правом его оспорить. Власти Приангарья тем временем успели заявить, что на ледокол обязательно вернётся филиал краеведческого музея, базировавшийся там раньше.

«Обязать Иркутское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» освободить и передать министерству имущественных отношений Иркутской области ледокол «Ангара» и пирс протяжённостью 45,12 м». Так звучит фигуральная точка, которая может превратиться в запятую, в споре вокруг исторического судна, возникшем полтора года назад. Её поставил Арбитражный суд Иркутской области, вынесший такое решение 9 июля 2014 года. Впрочем, у ИРО ВООПИК остаётся возможность в течение 30 дней оспорить его в вышестоящей инстанции – Четвёртом арбитражном апелляционном суде, расположенном в Чите. Однако министр имущественных отношений Иркутской области Антон Протасов уверен, что и в этом случае выселение общественной организации с борта судна задержится «месяца на два, не больше». 

Предложение, от которого нельзя отказаться

История, которая, возможно, завершилась в пользу региональных властей, берёт своё начало ещё в первой половине «нулевых годов». С 1991 по 2000 год на «Ангаре», находившейся на балансе ИРО ВООПИК, размещался филиал Иркутского областного краеведческого музея. После этого ледокол перешёл в ведение областного департамента (ныне министерства) имущественных отношений, которое заключило с организацией договор безвозмездного пользования. За прошедшее время региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры неоднократно предлагало властям передать ему судно в собственность. Так, в ноябре 2011 года с этой просьбой к губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву обратился заместитель председателя Центрального совета ВООПИК Виктор Ливцов, а в феврале 2013 года последовало аналогичное обращение председателя Центрального совета ВООПИК Галины Маланичевой в адрес нового главы региона Сергея Ерощенко. В первом случае аргументы сводились к тому, что региональное отделение общественной организации за свой счёт выполнило частичный ремонт «Ангары», во втором – что «выселение» с борта судна приведёт к его ликвидации. 

Однако столь ожидаемой передачи ледокола не произошло. Более того, в декабре 2011 года главный государственный инспектор Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Игорь Воробьёв обнаружил в деятельности председателя ИРО ВООПИК Владимира Китаева нарушение правил выпуска судна в плавание (статья 11.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Китаеву, впрочем, удалось оспорить это решение в Октябрьском районном суде Иркутска, который установил, что в протоколе речь шла лишь об отсутствии судовых документов, но не было доказательств того, что ледокол, поставленный на вечную стоянку, был выпущен в плавание без них. Тем не менее в мае 2012 года Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора, проведя очередную проверку, выдало ИРО ВООПИК предписание устранить целый перечень нарушений: снабдить «Ангару» судовыми документами, оборудовать средствами спасения, привести в состояние постоянной готовности систему пожаротушения и отремонтировать пожарную сигнализацию, закрепить к конструкциям судна распределительный щит и заземлить его, ликвидировать «скрутки» судовой проводки и т. д. А в январе 2013 года министерство имущественных отношений Иркутской области предложило организации либо провести ремонт ледокола и устранить все перечисленные недостатки (сумму работ сами общественники оценили в 17–20 млн рублей), либо расторгнуть договор безвозмездного пользования, заключённый 25 декабря 2000 года. Принять такое предложение в ИРО ВООПИК отказались. 

История получила продолжение всего через пять месяцев. В июне прошлого года министерство подало в Арбитражный суд Иркутской области иск об освобождении и передаче ему объектов, который ИРО ВООПИК занимало на условиях безвозмездного пользования: ледокола «Ангара», носящего идентификационный номер ВС-11-03, и пирса длиной 45,12 м. Его рассмотрение, если заглянуть в карточку дела, затянулось на один год и 29 дней. Материалы суда, написанные достаточно сухим языком, позволяют судить о том, какая драма разыгралась в арбитраже. В частности, Китаев ходатайствовал об отводе судьи Елены Ермаковой, посчитав её родственницей сотрудника правового отдела министерства имущественных отношений Андрея Ермакова. Впрочем, суд, «проверив паспорт представителя истца» и «заслушав пояснения Ермакова А. Л. и судьи Ермаковой Е. В.», не нашёл оснований для отвода. Впоследствии ИРО ВООПИК ответило на заявление минимущества встречным иском, в котором требовало признать недействительным договор безвозмездного пользования, заключённый в 2000 году, и передать ему ледокол в собственность. При этом общественники ссылались на то, что силами именно их организации наполовину затопленный ледокол в 1990 году был поднят со дна водохранилища Иркутской ГЭС и восстановлен в качестве памятника, а потом находился у них на содержании. Кроме того, Протасов рассказал журналистам, что во время судебного разбирательства ИРО ВООПИК предлагало заключить мировое соглашение, но в последний момент отказалось его подписывать. 

Так или иначе, 9 июля Арбитражный суд Иркутской области поставил точку в затянувшемся споре. Иск министерства имущественных отношений был удовлетворён, тогда как общественной организации в удовлетворении её требований было отказано. Арбитраж при этом сослался на положение Гражданского кодекса РФ, гласящее, что каждая из сторон «вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключённого без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц». Поскольку министерство направило в адрес ИРО ВООПИК уведомление о расторжении договора ещё 20 февраля 2013 года и не получило ответа, то и ледокол и пирс должны быть ему возвращены. «В течение тридцати дней решение должно вступить в силу, соответственно, с помощью судебных приставов объект будет освобождён», – заявил Протасов. 

Спасатели присмотрят за музеем

Областные власти намерены восстановить на ледоколе, построенном в далёком 1900 году на верфях Армстронга в британском Ньюкасле, филиал Иркутского областного краеведческого музея, существовавший там до 2000 года. Экспозиция, которую планируют там разместить, будет повествовать об истории судоходства на Байкале и Ангаре. В фондах музея хранится почти две тысячи экспонатов, так или иначе касающихся этой темы. Среди артефактов числятся навигационные приборы, карты, судовые документы, письма членов команды ледокола, фотографии и многое другое. «Создать полноценную экспозицию на судне не составит большого труда», – подчеркнул директор краеведческого музея Дмитрий Люстрицкий. 

Однако прежде, чем переехать на судно, необходимо провести его обследование и последующий ремонт. Кроме того, нужно разрешить существующие юридические коллизии. В настоящее время «Ангара» находится в оперативном управлении ОГКУ «Аварийно-спасательная служба Иркутской области», за которым ледокол был закреплён в июле 2013 года. Министр имущественных отношений сообщил, что, по всей вероятности, он останется на балансе казённого учреждения, поскольку оно, в отличие от музея, может распоряжаться судами речного регистра и в его штате есть специалисты, из которых, в полном соответствии с требованиями законодательства, можно собрать экипаж ледокола. Министр также рассказал о том, что нужно будет «вести надлежащие отношения» с арендаторами – на борту размещены антенны мобильной связи. «Надо посмотреть, нужны ли они там, и если их размещение возможно, то они должны будут вносить соответствующие платежи в бюджет Иркутской области», – сказал министр. 

Музейщики, в свою очередь, будут переезжать на новые площади в несколько этапов. Прежде всего на борту «Ангары» разместят баннеры с отсканированными документами и фотографиями. В дальнейшем туда могут переместить другие экспонаты – всё зависит от того, какие площадки отдадут под экспозицию. «Ледокол «Ангара» как музейный комплекс находится в потенциально очень интересном месте, – заключил Люстрицкий. – Неподалёку размещён памятник Жукову, так что там можно создать военно-исторический мемориал.  Здесь появляется хорошая возможность для деятельности военно-исторического общества или патриотических клубов, но это дальний прицел, говорить о котором пока рано». 

Преждевременно называть и какие-либо сроки, в которые ледокол перейдёт под управление областных властей и на нём разместят филиал музея: ИРО ВООПИК дан месяц на то, чтобы попытаться опротестовать решение Арбитражного суда Иркутской области в Четвёртом арбитражном апелляционном суде. «Но я думаю, что максимальная задержка будет месяца два, не больше, – заметил Протасов. – Не будет такого, как в первой инстанции, когда судебное заседание шло с сентября по июль». Сколько времени и денег потребуется на обследование и ремонт судна, министр не уточнил, ограничившись фразой о том, что необходимые для этого средства есть в бюджете. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры