издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Маневры вокруг НПЗ

Предложенный правительством компромиссный вариант налогового маневра сделает нерентабельными шесть крупных российских НПЗ, писал в четверг «КоммерсантЪ». В их число вошли четыре завода «Роснефти», возражающей против маневра, а также НПЗ «Русснефти» и «Сургутнефтегаза».

С 2015 года в России должна была быть введена экспортная пошлина на мазут в размере 100% от пошлины на нефть. Но нефтекомпании, которые ещё в 2011 году заключили соглашения с правительством о модернизации НПЗ, не успевали с введением новых мощностей, которые повысили бы глубину переработки нефти. 

Минэнерго сделало анализ того, как введение налогового маневра повлияет на российскую нефтепереработку. Об этом сообщило издание со ссылкой на источники, близкие к правительству. Минэнерго и Минфин провели в конце июня совместное совещание с «Рос­нефтью», которая опасалась, что может больше всего пострадать от роста пошлины на мазут. Проблемы госкомпании подтвердились: по оценке Минэнерго, нерентабельными окажутся четыре её завода — Комсомольский, Рязанский, Саратовский и Ачинский. Последний остановлен из-за пожара, его частичный ввод в эксплуатацию планируется до конца года. Производство нефтепродуктов будет невыгодным также на Киришском НПЗ «Сургутнефтегаза» и Орском НПЗ «Русснефти». В компаниях это не комментируют, в Минэнерго и Минфине от дополнительных комментариев отказались.

По данным ЦДУ ТЭК, на Комсомольском НПЗ с начала года пошлина составляет 60,4% (доля мазута в продукции — 39,1%), на Рязанском — 64,4% (34,1%), Саратовском — 71,8% (27,4%), Киришском — 58,1% (41,2%), Орском — 65,5% (33,4%). При этом, например, на Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа глубина переработки 93,3%, на Омском НПЗ «Газпром нефти» — 91,5%. Собеседники издания, близкие к «Рос­нефти», говорят, что госкомпания выступает в целом против изменений.

В итоге в Минэнерго и Минфине начали прорабатывать новые правила, которые сразу вызвали споры с нефтекомпаниями. Маневр направлен на рост маржи добычи нефти, но резко снижает маржу нефтепереработки, особенно пострадают заводы с низкой глубиной переработки. Кроме того, в ходе маневра придётся пересматривать сроки действия налоговых каникул по НДПИ на нефть и источники наполнения дорожных фондов, которые формируются за счёт акцизов на топливо. Государство фактически будет субсидировать нафту и авиакеросин для внутреннего рынка. В 2015 году бюджет от маневра может потерять 98 млрд рублей, но уже в 2016 он заработает 40 млрд, а в 2017-м — 71 млрд, пишет «Ъ».

Сейчас обсуждаются меры адрес­ной поддержки НПЗ. По информации «Ъ», расчёты Минэнерго на последнем совещании были подвергнуты сомнению, и вопрос, насколько обоснованны заявленные потери НПЗ, ещё обсуждается. Окончательное решение по маневру может быть принято до конца июля, отмечают они. Впрочем, позиции сторон должны были быть согласованы ещё до начала июня, но этого так и не произошло.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры