«Почта мечтает сбросить с себя подписку»
Глава Роспечати сформулировал суть нынешней подписной кампании
Подписная кампания на второе полугодие заставляет газетчиков возвращаться к теме альтернативы услугам Почты России, увеличившей свои тарифы на доставку для некоторых СМИ вполовину и более. Но пока дискуссия, едва начавшись, сводится на нет по причине отсутствия бизнес-проектов в этой сфере. Один из профильных чиновников в разговоре с большой группой журналистов предположил, что Почта России делает всё, чтобы сбросить с себя функции доставки прессы. Что не является большой новостью для издателей, поджимающих собственные расходы и рассчитывающих в ходе подписки на преданных читателей. Многие нацелены компенсировать выпадающий подписной тираж за счёт розницы.
По данным Ассоциации независимых издателей, объединяющей 70 ИД, для всех её членов повышение подписной цены на второе полугодие в сравнении с первым произошло более чем на четверть. Представитель ассоциации приводит цифры: например, подписка на газету «Красноярский рабочий» увеличилась с 1028 до 1543 рублей, «Искра Кунгур» – с 426 до 651 рубля. Для читателей нашего издания стоимость подписки также существенно возросла. Если в первом полугодии пенсионеры платили за газету 253 рубля, то во втором будут вынуждены заплатить 549. Подписка для физических лиц увеличилась с 301 до 597 рублей, для юридических – с 397 до 693.
– У нас сложная ситуация с подпиской, – признаёт глава Федерального агентства печати и массовых коммуникаций Михаил Сеславский. – В бюджете 2014 года субсидия в размере 3 миллиардов рублей предусмотрена. Она Почте России выплачена. Что будет в бюджете 2015 года, сказать невозможно. 6 марта у нас прошло большое совещание под руководством министра связи и коммуникаций, где мы договорились, что Почта России не должна превысить в конечном счёте лимит 25-процентного [роста] для подписчиков.
Однако достигнутые договорённости не выполняются, говорит чиновник. И это подтверждают участники медиафорума независимых СМИ, проходившего неделю назад в Санкт-Петербурге. По словам издателя газеты «Нижегородская правда» Татьяны Метелкиной, тарифы почты на доставку её газеты выросли на 90%. Хуже обстоят дела в муниципальных изданиях, где, по её словам, тарифы увеличились в два раза. Она считает необходимым сохранение до конца года тарифов на доставку на уровне первого полугодия. «Нам нужно время на принятие бизнес-решений», – подчеркнула Метелкина. Ведь Почта России определилась с тарифами лишь 18 марта, а региональные издания узнали о цене за неделю до подписки.
В целом Сеславский заметил, что «из Москвы всё отрегулировать нельзя». «Я не ощущаю, что региональные средства массовой информации умело лоббируют интересы», – заявил он.
Ряд наблюдателей считают, что нынешние действия почтовиков могут привести к катастрофическим последствиям, прогнозируя сокращение тиражей от 25 до 30%. При этом сужение рекламного рынка уже отразилось на финансовой составляющей СМИ. Глава Роспечати отметил, что по итогам 2013 года рынок «сократился на 4% в финансовом объёме и на 10% упали общие доходы по газетам и журналам». «У нас тяжёлая ситуация с розничными точками продаж: по нашей оценке, за последние три года количество таких точек сократилось с 42 тысяч до 30 тысяч, более чем на 25%», – заявил он.
Ещё более обеспокоено медийное сообщество планами по приватизации ФГУП «Почта России». Для Татьяны Метелкиной очевидно, что такой рост тарифов был бы допустим «только после принятия нового закона о Почте России, где нет обязанности почты разносить периодику. Эта услуга становится неуниверсальной».
Рассматривая варианты влияния на тарифную политику монополиста, издатели сегодня обсуждают возможность коллективных исков и обращений в ФАС. Правда, до недавнего времени разного рода тяжбы медийщиков с почтой заканчивались не в пользу первых. «В 2004 году газеты «Крестьянин» и «Наше время» из Ростова-на-Дону обратились с жалобой на ведомство в ФАС. Соответственно ровно за одно полугодие мы получили завал подписки», – рассказал один из участников медиафорума.
– Мне, кажется, Почта России мечтает о том, чтобы сбросить с себя эту [доставки периодики] функцию, всё чётко, ясно и понятно: не надо нам подписки периодических изданий, в структуре доходов вы занимаете у нас 6%, – сказал, обсуждая с журналистами проблему, Михаил Сеславский. – Не надо нам подписки, мы будем зарабатывать на другом. Поэтому, когда от вас хотят избавиться, отдельные тропинки не имеют значения.
Между тем, по словам председателя Иркутского отделения Союза журналистов России, главного редактора «Восточно-Сибирской правды» Александра Гимельштейна, ряд профессиональных ассоциаций обращались к президенту и правительству с просьбой оставить субсидию для Почты России, которая даётся на подписку. «Не для нас, а для людей. На вчерашний день подписная цена на газеты такова, что редакция получает не просто меньшую часть, которую люди платят за подписку, а неизмеримо меньшую», – отметил он. «В любом случае мы настроены на то, чтобы рост цен не перекладывать на потребителя. В создавшейся ситуации мы склонны максимально принимать издержки на себя, сокращая иные составляющие себестоимости экземпляра», – поддержал его другой иркутский издатель, Михаил Дронов. В целом тариф на доставку издаваемой им газеты «Мои года» за год вырос в 1,7 раза. Генеральный директор ООО «АиФ в Восточной Сибири» Светлана Мисерева рассказала, что в среднем увеличение подписной цены на газету в сравнении с прошлым годом составило 300, 500 и 700 рублей в зависимости от зоны. «Сегодня по подписке распространяется треть нашего тиража. И потери, которые возникнут в результате сокращения подписки из-за её дороговизны (отток произойдёт, как бы нам этого ни хотелось избежать), мы надеемся коменсировать, нарастив продажи в розницу», – отметила она. О росте стоимости подписки на 35% за счёт увеличения почтовых тарифов рассказал главный редактор «СМ Номер один» Алексей Елизарьев. При этом редакция свою цену не меняла и рассчитывает на своих преданных читателей.
– В наименьшей степени рост подписной цены ударит по государственным СМИ, потому что они защищены строкой в бюджете, – говорит Александр Гимельштейн, – и в состоянии уменьшить редакционную составляющую в подписной цене до нуля. Надо констатировать: всё это отучает людей читать газеты.
Чтобы подсластить пилюлю нынешней подписной кампании, Почта России сохранила расценки подписки до востребования, оставив их на прежнем уровне. И даже предложила увеличить розницу через свои почтовые отделения. Но радикально эти меры повлиять на ход подписки на второе полугодие вряд ли смогут, считают наши собеседники.
– Мы поставлены перед фактом: подписная цена для некоторых категорий наших читателей увеличилась в два раза, – говорит Гимельштейн. – Подписку за такие деньги может себе позволить только самоотречённый, самотверженный человек, у которого есть проблема с выходом из дома и есть деньги. Потому что мы уже давно обеспечиваем возможность подписываться на газету через киоски Союзпечати, Облмашинформа по более приемлемым ценам. Все киоски находятся в районе остановок, и люди двигаются туда.
По его мнению, к сожалению, создать рельную альтернативу Почте России пока не представляется возможным. Сообщество знает очень немногие положительные примеры альтернативной доставки, но они связаны с распространением на небольшой и равнинной территории. И эти примеры неприменимы для Иркутской области. «Я уверен в том, что бизнес в состоянии самоорганизовываться. Если бы здесь хоть какой-то бизнес просматривался, он бы появился. Раз этого не произошло – это не бизнес», – отметил Александр Гимельштейн. С ним согласен Михаил Дронов, который полагает, что теоретически обсуждаема доставка газет до почтовых ящиков в рамках Иркутска (менее реально это сделать в Ангарске и Шелехове и совсем нереально, к примеру, в Бодайбо), но для этого необходимо соединить усилия всех издателей. Или пула из 4–6 тиражных газет. «Удастся ли окупить всё это и заработать хотя бы 10% прибыли предприятию-доставщику – не ясно, надо считать», – говорит эксперт.
В тот момент, когда издатели и читатели уже, казалось, смирились с новыми ценами на подписку, на официальном сайте президента появилось сообщение о том, что глава государства подписал перечень поручений по итогам пленарного заседания медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации. В их числе правительству РФ поручено «внести предложения о мерах, в том числе по предоставлению дополнительных дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесённых региональными и муниципальными печатными средствами массовой информации, осуществляющими выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов, в связи с повышением ФГУП «Почта России» тарифов на доставку периодических печатных изданий». Информация была опубликована в среду. Доклад по этому вопросу назначен на 1 июня 2014 года. За месяц до окончания подписной кампании, стартовавшей 1 апреля.