Новая форма для платёжки
В Иркутске 70% собственников квартир в апреле получат обновлённый вариант коммунальных платежёк. Новую модель квитанции управляющие компании разработали совместно со Стройнадзором Иркутской области. В платёжном документе подробно расписаны расчёт размера платы, сведения о перерасчётах и справочная информация, которая раньше отображалась только в договоре на управление. Кроме того, вся информация об оплате коммунальных и жилищных услуг будет предоставляться в запечатанном виде.
Иркутяне в апреле в почтовых ящиках обнаружат новый платёжный документ. Сегодня многие управляющие компании распространяют так называемые открытые платёжные документы, которые выглядят как простая распечатка на альбомном листе. Обновлённый вариант представляет собой сложенный и склеенный по краям альбомный лист. Вся личная информация – имя собственника квартиры, лицевой счёт плательщика, сумма к оплате – скрыта от посторонних глаз, как того требует законодательство.
Как пояснил директор НП СРО «Содружество ЖКХ», куда входят крупные управляющие компании региона, Михаил Дамешек, для автоматической распечатки данных, упаковки и склейки в конверты документов уже приобретена специальная машина швейцарского производства с производительностью 18 тысяч писем в час. «В Иркутске зарегистрировано 120 тысяч лицевых счетов для оплаты коммунальных платежей. Предоставлять квитанции в открытом виде управляющие компании не имеют права, иначе они нарушат закон о персональных данных. Запечатывание каждой платёжки в отдельный конверт потребует слишком большого объёма времени. Между тем у управляющих организаций есть всего пара дней для того, чтобы подготовить платёжный документ, распечатать его и разослать адресатам», – пояснил Михаил Дамешек.
Доставлять платёжки будет Почта России, по договорённости с «Содружеством ЖКХ» на доставку документов даётся всего три дня. Михаил Дамешек отметил, что стоимость услуги машины-конвертора невысока, её потянет любая управляющая компания. «Мне кажется, намного важнее не стоимость, а то, что людям будет предоставляться прозрачная и доступная информация. При утверждении индивидуального тарифа собственники могут отдельно проговорить данную услугу. Кто-то откажется от неё, а кто-то может выйти на управляющую компанию с предложением получить новую подробную платёжку, оформленную должным образом», – добавил Дамешек.
Но главное в платёжке не новая форма, а её содержание. Теперь в документе максимально прозрачно представлена вся информация, для того чтобы потребитель сам мог проверить, правильно ли рассчитана плата за потребление услуг, содержатся ли сведения о возможных произведённых перерасчётах, а также об управляющей компании. «Мы провели анализ платёжек, которые распространяются на территории Иркутской области. Насчитали более 50 различных видов платёжных документов. Среди них были понятные, были очень ограниченные, в которых указывалась одной строкой необходимая сумма для оплаты. В таких случаях собственник не понимал, за что он платит, вследствие чего возникали конфликтные ситуации», – рассказал Дамешек.
Новая платёжка состоит из пяти разделов. В первом указаны данные квартиры: кто её собственник, какой она площади, сколько человек в ней проживает. Всё это особенно важно, если в квартире установлены приборы учёта потребления коммунальных услуг. Второй раздел содержит информацию о необходимой сумме для оплаты. Самый большой раздел – третий, здесь подробно расписаны все виды услуг управляющей компании и ресурсоснабжающих организаций. В этом же разделе указаны объёмы потреблённых коммунальных услуг, их тарифы, расшифрован размер платы, показаны перерасчёт, льготы и субсидии, если таковые имеются. Четвёртый раздел – справочный, в нём отражена информация о нормативах потребления коммунальных услуг, а также фактический объём потребления ресурсов по приборам учёта. По задумке разработчиков платёжного документа, любой собственник может сравнить цифры и посчитать, что ему выгоднее – платить по нормативу или установить счётчик. Для удобства жильцов включён и пятый раздел, в котором указаны помесячные начисления, уменьшения и перерасчёты.
«Мы рассчитываем, что такой подробный платёжный документ снимет до 90% вопросов, которые возникают у собственников к управляющим компаниям. Сегодня на новые платёжки перешли все крупные управляющие организации, которые состоят в «Содружестве ЖКХ». В марте мы их обкатали, разнесли пробные варианты, которые получили 20 тысяч иркутян. В апреле около 70% горожан получат новые платёжные документы», – добавил Дамешек.
Сегодня новая форма платёжного документа обязательна для крупных компаний областного центра. После того как единый стандарт будет утверждён правительством Иркутской области, он будет рекомендован всем управляющим компаниям региона.