издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы можем рассчитывать на помощь, но не требовать её»

Иркутские НКО готовятся к вступлению в силу закона «Об сновах социального обслуживания»

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

С 1 января 2015 года вступит в силу новый закон «Об основах социального обслуживания». Он декларирует «достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании» и «достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг». Однако тем, кто хоть немного знаком с ситуацией, не вполне понятно, за счёт чего вся эта достаточность будет обеспечена. Мировая практика говорит в пользу некоммерческих организаций как важных игроков на рынке социальных услуг. Иркутская действительность тем временем отвечает отсутствием механизмов взаимодействия с властью, непониманием организаций, как это взаимодействие может происходить, а также пассивностью властных структур.

Слушания в Общественной палате Иркутска собрали несколько десятков заинтересованных лиц, в основном из числа представителей НКО и областного правительства. Однако продуктивного диалога не вышло: НКО говорили о том, что нуждаются в финансовой поддержке власти, поскольку выполняют жизненно важную социальную функцию, и намекали, что министерство соцзащиты «достаточно богато», чтобы найти способ помочь. Власти в лице заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Ларисы Ануфриевой и замначальника управления губернатора и областного правительства по связям с общественностью Альберта Соколова доказывали, что не следует рассчитывать на многое, поскольку возможности бюджета ограничены, причём серьёзно. По словам Ануфриевой, в 2013 году на поддержку социально ориентированных НКО было выделено 678 тысяч рублей. Поделили деньги между собой девять организаций. Эта сумма, конечно, капля в море. Так, управляющая фондом Тихомировых Ольга Тихомирова сообщила, что полученной организацией субсидии хватило на покупку призов для детского турнира.

В разговорах о субсидиях также нашлось место удивлению: представители нескольких НКО интересовались, почему они ничего не знали о выделении пусть маленьких, но денег. «Субсидии выдавались по обращениям, не было информации, что мы оказываем поддержку», – признала Ануфриева. 

Теперь участники слушаний актуальной информацией владеют: в 2014 году выделяется та же сумма, что и в 2013-м, а для того, чтобы деньги получить, нужно подать заявку с информацией об организации и указанием вида услуги, количества её получателей и стоимости. Если заявка будет одобрена, то услуга (после выполнения и представления отчёта) будет оплачена. Правда, следует понимать: сумма остаётся незначительной, а раз о субсидиях было сказано публично, то и конкуренция среди получателей возрастёт. 

В 2015 году теоретически что-то должно измениться: всё-таки вступит в силу новый закон. Однако на-деяться на это приходится весьма сдержанно: закон рамочный и требует принятия более сорока подзаконных актов. Причём регионы не возьмутся за разработку своих, пока не будут приняты федеральные, которые, в свою очередь, за 10 месяцев до 2015-го всё ещё не готовы.

Это почти наверняка означает, что с наступлением нового года мало что изменится, уверены в некоммерческих организациях. Тем не менее обсуждение тактических действий без оглядки на закон вряд ли состоится. Аргумент прост: зачем делать что-то сейчас, если потом придётся переделывать. Хотя в других регионах работа ведётся уже давно. Так, в Волгограде НКО проводит газификацию, а в Новосибирской области работает программа «Дети и город», рассчитанная на 2012–2016 годы. На самом деле она финансировалась и раньше, просто в новом проекте упор сделан не только на пост-сопровождение выпускников детских домов, помощь многодетным семьям и работу с отказниками, но и на профилактику семейных проблем. Финансируется она из городского бюджета, в то время как в Иркутске, по словам представителей НКО, по вопросам соцподдержки в город идти бессмысленно: всё равно отправят в область. «Почему у нас отсутствует это взаимодействие?» – вопрошали присутствующие. «Нам нужно разработать свои предложения», – добавляли в ответ. «Все регионы уже вышли на рынок социальных услуг, критерии разработаны бери – и переноси на нашу почву», – призывала директор благотворительного фонда профилактики социального сиротства «Байкальское солнышко» Елена Почаева. 

Эти призывы смогут быть реализованы во время будущих обсуждений региональных актов к закону об основах социального обслуживания либо в рамках заседания рабочей группы, которая, возможно, будет создана на базе Общественной палаты. Пока же в минсоцзащиты ведётся работа над созданием реестра социально ориентированных НКО, а те, в свою очередь, по-прежнему работают без помощи со стороны власти.

Продолжать в том же духе, только уже осознанно коллегам посоветовала Ольга Тихомирова. По её мнению, реальность такова, что надеяться НКО может только на себя. «Мы можем рассчитывать на помощь власти, но не требовать её», – отметила Тихомирова. – Я считаю, что должно быть правильное понимание механизма взаимодействия». Она подчеркнула, что, даже когда закон заработает в полную силу, никто никогда не получит помощи в желаемом объёме в связи с конкуренцией на рынке услуг. Большинство её коллег с таким подходом не согласились, подчёркивая: значительная часть деятельности НКО – обязанность государства, а ничего не требовать, предоставляя услуги на миллионы, попросту невозможно. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры