издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Слишком нагло выглядела вся эта ситуация»

Иркутский математик обвинил авиакомпании в ценовом сговоре

Иркутский учёный, сотрудник института математики, экономики и информатики ИГУ Сергей Дзюба выступил против авиакомпаний, которые возят пассажиров по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск. По мнению Дзюбы, компании «согласовали ценовую политику» и установили завышенные тарифы на перелёты из Иркутска в Москву и обратно. 4 декабря состоялось заседание суда по иску авиакомпаний «ЮТэйр», «Сибирь», ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, где Дзюба привлечён в качестве третьего лица. Авиакомпании требуют признать недействительным решение УФАС от 16 августа, согласно которому факт ценового соглашения между авиачетвёркой был зафиксирован и все четыре авиакомпании были признаны нарушившими ФЗ «О конкуренции». Сергей Дзюба возмущён: после предписания антимонопольщиков четвёрка не только не снизила тарифы, а, наоборот, повысила их.

Напомним, 2 августа комиссией Иркутского УФАС РФ принято решение о признании ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» нарушившими требования п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О конкуренции». Иркутское УФАС считает, что указанные хозяйствующие субъекты заключили и участвуют в соглашении, которое привело к установлению и поддержанию цен-тарифов на авиаперелёты по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск (время – с января по декабрь 2012 года и январь 2013 года).

В течение июня-июля 2013 года УФАС работало над рассмотрением заявлений граждан Сергея Дзюбы и Оксаны Федотовой, которые имели существенные претензии к авиакомпаниям. Оксана Федотова, к примеру, представила в УФАС авиабилеты, согласно которым с осени 2012 по весну 2013 года перелёты до Киева, Краснодара, Ростова-на-Дону стоили значительно дешевле авиаперелёта по направлению Иркутск – Москва. «Слишком нагло выглядела вся эта ситуация с авиатарифами. Многие не верят, что заявления, направленные в госорганы, могут иметь какие-то последствия, – рассказывает Сергей Дзюба. – Однако я зашёл на сайт УФАС, нашёл нужную форму, заполнил, и моё заявление было принято в работу. Суть его такова. Я считаю, что в результате согласования ценовой политики указанные авиакомпании установили монопольно высокие цены на перелёты Иркутск – Москва – Иркутск. Я сравнил цены тех же самых авиакомпаний на перелёты Улан-Удэ – Москва – Улан-Удэ, Красноярск – Москва – Красноярск. Они ниже. Причём, к примеру, слетать в Москву из Красноярска стоит в два раза дешевле, а вот расстояние, сами понимаете, вовсе не в два раза меньше, чем до Иркутска. Дошло до того, что у одной из перечисленных авиакомпаний перелёт Нью-Йорк – Москва – Нью-Йорк дешевле, чем перелёт Иркутск – Москва – Иркутск. УФАС проверило представленные данные и вынесло решение и предписания, которые авиакомпании теперь пытаются оспорить в суде».

По заявлениям Федотовой и Дзюбы УФАС по Иркутской области была проведена проверка, запрошены данные от самих авиакомпаний и ОАО «Международный аэропорт Иркутск», проведён анализ рынка деятельности воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию с 1января 2012 года по 31 января 2013 года по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск. УФАС установило, что четыре авиакомпании, на которых жалуются граждане, являются на рынке авиаперевозок Иркутск – Москва – Иркутск конкурентами. Они осуществляют 96–98% перевозок по маршруту Иркутск – Москва. 

Сотрудники УФАС провели анализ стоимости билетов на официальных интернет-сайтах четырёх авиакомпаний. Сравнивались рейсы из Иркутска, Красноярска, Читы, Улан-Удэ в Москву и обратно. «Самый дорогой билет на регулярные рейсы в г. Москву установлен в г. Иркутске, – резюмировало УФАС в тексте решения № 623. – Например, на 31 января 2013 года стоимость авиабилета на маршруте Иркутск – Москва – Иркутск у ОАО «Сибирь» на 26,3% больше стоимости авиабилета Чита–Москва–Чита или на 42,3% в расчёте стоимости на 

1 км пути. Установленная цена на авиабилеты является для потенциальных пассажиров недоступной, непривлекательной, о чём свидетельствует отсутствие притока пассажиров на маршруте». В качестве доказательства приводятся данные по росту объёма перевозок. Так, по авиакомпании «Сибирь» в 2012 году в целом прирост составил 23,8%, конкретно на маршруте Москва – Чита (Чита – Москва) на 28,9%, а вот по Иркутску – всего на 9-10%. 

УФАС установило, что ценовая динамика у всех четырёх авиакомпаний по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск имеет тенденцию к росту. «По всем уровням тарифов с 1 апреля 2012 года наблюдается рост стоимости по классам обслуживания. С начала первого полугодия 2012 года авиакомпании ОАО «ЮТэйр», ОАО «Уральские авиалинии», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Сибирь» поддерживали тарифы (экономического класса, бизнес-класса, первого класса) практически в одном ценовом диапазоне, – констатировали в УФАС. – При определении цены, которую можно установить за услугу авиаперевозки по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск, указанные авиакомпании не стремятся заложить увеличение объёма услуг, а расходы на выполнение деятельности стремятся покрыть путём увеличения тарифа на услуги». Несмотря на объяснения, которые были представлены авиакомпаниями, Иркутское УФАС признало их нарушившими ФЗ «О конкуренции» и выдало предписания о прекращении участия в соглашении по установлению и поддержанию цен на иркутском маршруте. 

Но, по наблюдениям Сергея Дзюбы, авиакомпании после предписания УФАС от 16 августа не только не снизили цены, но и дружно их увеличили. Нынешним летом из Иркутска в Москву и обратно можно было улететь уже только за среднюю цену в 25 тысяч рублей, констатирует иркутский математик Дзюба. «В течение 2012-2013 годов, я, как житель Иркутска, наблюдал за ценами: у этих авиакомпаний практически невозможно получить дешёвый тариф, за исключением редких случаев. Несмотря на то что они заявляют о разных бонусных программах. И вот нынешним летом очередное повышение. Пока не появилась авиакомпания «Трансаэро», никто вообще не собирался ничего снижать», – считает Сергей Дзюба.

Вместо выполнения решения и предписаний УФАС по Иркутской области в сентябре авиакомпания «ЮТэйр» подала в Иркутский арбитражный суд на антимонопольщиков, требуя отменить решение № 623 и соответствующее предписание. Следом с таким же иском выступила «Сибирь», затем в октябре – «Аэрофлот–российские авиалинии» и, наконец, «Уральские авиалинии». 30 октября состоялось предварительное заседание суда, суд ознакомился с представленными сторонами доказательствами, а также принял решение привлечь в качестве третьих лиц в дело Оксану Федотову и Сергея Дзюбу. На заседании 4 декабря, как рассказал «Конкуренту» Сергей Дзюба, истцы вновь потребовали признания решения УФАС от 16 августа недействительным. Авиакомпании пытаются доказать, что решение и предписание не могут быть правомочными из-за моментов юридического характера. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры