издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обменялись контактами

Сельхозпроизводители и продавцы обсудили новые возможности для продвижения товаров

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

В четверг на выставке «Сибпродовольствие. Упаковка. Оборудование» в иркутском Сибэкспоцентре состоялся круглый стол «Взаимодействие товаропроизводителей Иркутской области с предприятиями торговли: проблемы и перспективы развития». Министр сельского хозяйства Ирина Бондаренко, выступившая его модератором, рассказала, какие новшества применит ведомство в дальнейшем сотрудничестве с представителями торговых сетей.

В поисках свежих идей

Открывая круглый стол, Ирина Бондаренко сообщила, что в этом году участие в выставке приняло 21 предприятие, представляющее Иркутскую область. Остальные участники, которых всего было около сорока, прибыли из Якутии, Бурятии, Томской и Челябинской областей, из Санкт-Петербурга и других городов. «Среди населения эта выставка очень популярна, поэтому нынче сельхозтоваропроизводители решили активно в ней участвовать», – отметила министр. Она подчеркнула, что сейчас ведомство ищет пути рекламного продвижения местной продукции.

«У нас есть большое желание разработать бренд по продвижению продуктов местного товаропроизводителя. Мы изучили опыт регионов, которые используют разные символы для обозначения своей продукции. Например, в Республике Коми используют логотип в виде сердца и слоган «Покупай местное». Мы готовы проводить агрессивную рекламу местных сельхозтоваропроизводителей и пищевой промышленности», – говорит Ирина Бондаренко. Свой бренд для иркутских товаров уже предложил Союз предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, сейчас в ведомстве ожидают новых идей от других представителей рынка. 

Перед региональным министерством сельского хозяйства губернатором Иркутской области поставлена задача максимально «внедрить» местную продукцию в детских садах, школах, социальных учреждениях, а также на прилавках магазинов Приангарья. «Сегодня область направляет немалые ресурсы на развитие сельского хозяйства. В 2011 году на поддержку отрасли в регионе выделили один миллиард, в прошлом году  уже было полтора миллиарда. В этом году с последними корректировками мы выделим около миллиарда 800 миллионов рублей. Ещё около миллиарда мы планируем получить из федерального бюджета. В итоге получится, что поддержка за год достигнет почти трёх миллиардов. Поэтому у нас есть возможности для выполнения поставленной задачи», – отметила Ирина Бондаренко.

Новая площадка 

В этот же день в рамках выставки состоялась первая областная ярмарка оптовых закупок. «Мне ещё не удалось пообщаться с сельхозтоваропроизводителями и узнать, какое впечатление она произвела, – говорит Ирина Бондаренко. – Но мне уже сказали, что такие мероприятия необходимо проводить». Всего в ярмарке приняли участие 20 товаропроизводителей и 35 торговых организаций, состоялось 118 переговоров о поставках продуктов питания. «Сегодня завязался процесс знакомства и проявления интереса друг к другу, а в дальнейшем, я думаю, эта тема найдёт свой оборот», – полагает министр.  

Участники круглого стола считают, что знакомиться производителям и продавцам необходимо. По словам руководителя Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Сергея Петрова, пока в большинстве торговых объектов недостаточно представлена продукция местных производителей, а на прилавках в основном лежат товары из других регионов. Одним из главных вопросов, которые возникают у торговых сетей при сотрудничестве с растениеводами, является предпродажная подготовка овощей, их сортировка и фасовка.  

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы Валентина Заморина в докладе отметила, что многие участники рынка до сих пор не соблюдают элементарных требований законодательства. В частности, товаропроизводители не размещают на своих официальных сайтах необходимую информацию об условиях продажи собственного товара. Кроме того, по результатам постоянного мониторинга работы торговых сетей УФАС выявляет много нарушений. 

«В Иркутске ситуацию с договорами между торговыми сетями и товаропроизводителями мы урегулировали, ну а по области, как говорится, страна непуганых зверей. Сети есть, нарушения есть. Сейчас ещё рассмотрение дел не закончено, поэтому я не буду называть хозяйствующих субъектов, просто приведу примеры», – говорит Валентина Заморина. Среди перечисленных нарушений, выявленных антимонопольщиками, значится включение в договоры поставки условий об оказании услуг по рекламированию продовольственных товаров и маркетингу, а также осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии.  

Торговые сети также грешат нарушениями ценообразования при назначении скидок. «Например, одному даётся скидка 30%, всем остальным – ноль. Это же распространяется на так называемые социально значимые товары. Такого быть не должно», – сказала Валентина Заморина и добавила, что в данный момент ведомство рассматривает три административных дела, возбуждённых в отношении трёх торговых сетей. 

Не пускают в супермаркет 

В завершение круглого стола высказались представители ведущих сельскохозяйственных предприятий Иркутской области. Первой выступила заместитель генерального директора по экономике СХ ОАО «Белореченское» Татьяна Пухмахтерова. «Наше предприятие предоставляет на рынок широкий ассортимент продукции, и на сегодняшний день с предприятиями торговли у нас выстроены хорошие, взаимовыгодные отношения. Но в области всего 16 тысяч торговых организаций, и, к нашей печали, договоры у нас заключены только с третью из них. Хотелось бы со всеми иметь договорные отношения и присутствовать на полках ваших магазинов», – обратилась она к представителям торговли.  

Генеральный директор ООО «Байкалика» Ирина Баскакова попросила помощи у Ирины Бондаренко: «Наш завод открылся в 2012 году на Байкале, мы добываем воду с глубины более 400 метров. Мы существуем год, и за этот год у нас появились определённые успехи в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Омске, Хабаровске, Владивостоке, но в Иркутске мы сталкиваемся с противодействием сетей. Только в немецкую сеть «Метро» мы зашли совершенно спокойно, безо всяких денег. С остальными возникают проблемы. Одна из сетей с нас запросила миллион, другая – 500 тысяч непонятно на каких основаниях. Мы обращаемся с просьбой обратить внимание на нашу проблему».  

Торговые представители сельскохозяйственных предприятий обратились к представителям торговых сетей с предложением «активнее экспериментировать и выставлять новые позиции на своих полках». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры