издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Двоевластие на рельсах

РЖД занялись разделом имущества Кругобайкальской железной дороги

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Арбитражный суд Иркутской области по итогам первого рассмотрения оставил без движения иск РЖД к территориальному управлению Росимущества, по которому корпорация намерена утвердить право собственности на Кругобайкальскую железную дорогу. РЖД не устраивает, что инфраструктурными объектами исторического участка Транссиба оно владеет одновременно с Российской Федерацией. Правовую коллизию осложняет охранный статус КБЖД. В собственности государства дорога находится как объект культурного наследия федерального значения, оценивающийся в 1745 млн. рублей и включающий более 700 элементов, среди которых не только участок пути, тоннели и мосты и другие инженерные сооружения, но и археологические объекты – стоянки эпохи неолита.

Публичное заявление о намерении судиться за объекты КБЖД начальник ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» Василий Фролов сделал ещё в прошлом году. Он пояснил, что железнодорожная инфраструктура участка, относящегося к Слюдянской дистанции пути, одновременно не только находится в собственности ВСЖД, но и является имуществом Российской Федерации в составе объекта культурного наследия федерального значения «Кругобайкальская железная дорога». «Двоевластие», говорят железнодорожники, мешает им вкладывать в содержание Кругобайкалки «больше времени и средств», и разрешить коллизию можно только в судебном порядке. На одной из пресс-конференций Василий Фролов сказал, что в данном случае «суд – формальное мероприятие», поскольку с ответчиком в лице Управления Рос-имущества по Иркутской области у них «полное согласие». 

Однако, как показало первое рассмотрение искового заявления, поданного в Арбитражный суд Иркутской области 9 января, решение вопроса не лежит на поверхности. По определению суда, вынесенному 10 января, исковое заявление было оставлено без движения на месяц. Из материалов арбитража следует, что ОАО «РЖД» в заявлении не указало обстоятельств, на которых основаны требования. «Каких-либо схем или графических изображений, наглядно демонстрирующих, что при их наложении спорные линейные объекты являются одним и тем же объектом недвижимости, истцом не представлено, равно как и не названо конкретных индивидуализирующих признаков спорного имущества», – говорится в определении суда. 

По данным Реестра федерального имущества, право собственности на комплекс объектов «Кругобайкальская железная дорога» Российская Федерация зарегистрировала в марте прошлого года. Согласно реестру, действительная стоимость комплекса, введённого в эксплуатацию в 1914 году, составляет 1 млрд. 745 млн. 53 тыс. рублей. Помимо действующей железнодорожной инфраструктуры, которая используется в пригородных пассажирских и туристических перевозках по маршруту Слюдянка – Порт Байкал, в состав объекта культурного наследия входят и «непрофильные» для железной дороги элементы. В частности, в перечень из нескольких сотен наименований входят памятники архитектуры конца XIX – начала XX века, среди которых дома, казармы и прочие сооружения, а также 16 археологических стоянок. 

Намерены ли стороны «разделить» наследие и в чьей собственности окажутся «нежелезнодорожные» элементы комплекса, в РЖД не уточняют. Однако по сей день затраты на содержание памятника на себя брала железная дорога, утверждают на ВСЖД. По данным пресс-службы компании, в прошлом году на расчистку русел мостов передвижной машинной станцией направлено 1,6 млн. рублей, на оборку скально-обвальных участков – 5,5 млн. рублей. Кроме того, в нынешнем году на защиту опасных участков планируется направить 60 млн. рублей. Обвалы скальных пород – одна из главных проблем участка. За долгую историю КБЖД они несколько раз становились причинами катастроф.    

В перспективе, надеются на ВСЖД, Кругобайкалка как исторический и престижный имиджевый объект станет привлекать всё больше туристов. В связи с этим в ушедшем году региональные власти приняли решение о расширении границ особой экономической зоны «Ворота Байкала» и включении в них КБЖД. В целом, уточняют на магистрали, речь идёт о территории в границах отчуждения железной дороги, пролегающей по побережью озера от Порта Байкал до Слюдянки на 94 км в длину и на 106–213 м в глубину материка, за которым начинается территория Прибайкальского национального парка. По данным министерства имущественных отношений, сейчас идёт уточнение границ участка, после чего земли войдут в состав ОЭЗ. 

Как пояснили в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, комплекс, в чьей собственности он бы ни оказался, будет иметь охранный статус и владелец будет нести ответственность за его состояние. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры