«Нам, не теряя времени, нужно строить газопровод»
Несколько лет назад от производства нефтегазохимической продукции в казну Иркутской области поступало более 30% налогов. В настоящее время доля этого сегмента в бюджете составляет 6%, а вместе с нефтепереработкой – 11%. В чём причина того, что Иркутская область не использует возможности по созданию новых химических производств, и какие риски ожидают нефтегазоперерабатывающее производство региона после вхождения России в ВТО, «Сибирскому энергетику» рассказал ведущий специалист Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Лев Платонов.
Согласно Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года, Иркутская область признана одним из наиболее перспективных регионов развития химической отрасли наряду с Красноярским краем, Республикой Саха (Якутия) и Приморьем. На территории имеются большие месторождения нефти и газа, разработка и освоение которых может превратить её в один из ведущих нефтегазодобывающих и перерабатывающих регионов страны, а также создать условия для развития химической промышленности.
Важным фактором для развития химического и нефтехимического комплекса является разработка Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Однако оператор месторождения «Газпром» недавно принял решение о крупномасштабной разработке Ковыктинского месторождения не раньше 2016 года. Основной поток газа планируется направить на север, в район Чаяндинского месторождения.
Пока же комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий области рассчитан на использование нефти и прямогонного бензина, поставляемых из Западной Сибири преимущественно по железной дороге. В связи с этим на повестке дня стоит вопрос разработки Ковыкты и частичной переработки природного газа и газового конденсата по нефтехимическому и топливному профилю. Переориентация на собственную ресурсную базу позволит сократить затраты на транспортировку и закупку сырья, существенно повысит в перспективе конкурентоспособность производимой продукции.
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасль в Иркутской области может быть представлена несколькими крупными предприятиями – ОАО «Ангарский завод полимеров», ОАО «Саянскхимпласт», в целом представляющими единый технологический комплекс. Производимый на Ангарском НПЗ прямогонный бензин перерабатывается на пиролизных установках Ангарского завода полимеров в этилен. По продуктопроводу он поставляется на предприятия, расположенные в Саянске, где из него получают поливинилхлорид.
В соответствии со Стратегией развития нефтегазохимии до 2015 года при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) большинство базовых отечественных химических производств становятся неконкурентоспособными. В качестве справки Лев Платонов привёл данные из доклада Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна): национальная хлорная промышленность удовлетворяет внутрироссийские потребности в поливинилхлориде (ПВХ) на 50%, остальное импортируется. Однако 70% себестоимости ПВХ составляет электроэнергия, которая для российского производителя стоит 2,5–3 рубля за кВт-ч, а в Китае – 0,3–0,4 рубля за кВт-ч. «При вступлении России в ВТО ввозные пошлины на ПВХ снизятся, рынок станет абсолютно открытым, цена энергии вырастет. Российские производства автоматически потеряют конкурентоспособность и, вероятно, будут вытеснены с рынка и обанкрочены либо перепроданы», – отмечено в докладе.
Ещё одним важным моментом является то, что основным обязательством России при вступлении в ВТО станет последовательное сокращение торговых пошлин и тарифов до минимальных. «Таким образом, вступление России в ВТО, безусловно, понудит наши российские предприятия быть конкурентоспособными, то есть обновлять продукцию, удешевлять её производство», – добавил Лев Платонов.
В Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года указано, что если не заняться вплотную модернизацией и обновлением производства, то доля импорта увеличится ещё больше, снизится рентабельность производства. К примеру, в 2006 году доля импорта химической продукции на внутреннем рынке страны составляла 31%, в новой же стратегии была поставлена задача до 2015 года сократить её до12%. Но что мы имеем на самом деле? В последние годы в России потребление химической продукции выросло в 2,5 раза, производство – в 1,9 раза. Импорт в 2011 году составил не 12%, а, наоборот, увеличился до 40%, в частности полиэтилена – 30%, полипропилена – 25%, поливинилхлорида – 45%, полистирола – 43%, полиэтилентерефталата – 52%.
За последние десять лет в стране усиливается дефицит крупных мощностей по производству полимеров. В связи с этим на российском рынке происходит резкое подорожание химической продукции. «Сейчас, когда Россия вступила в ВТО, всё это отразится на химической промышленности не только страны, но и Иркутской области, которая и так в последнее время испытывает серьёзные проблемы», – отметил Лев Платонов. А заключаются они, по мнению учёного, в том, что мощности нефтехимического производства в регионе с момента ввода в эксплуатацию практически не увеличивались. «Так, на Ангарском заводе полимеров объёмы производства как были 30 лет назад 70 тысяч тонн полиэтилена в год, так и остались», – сказал он.
Лев Платонов напомнил, что, согласно Плану развития газонефтехимии России на период до 2030 года, который был принят Министерством промышленности РФ, предусмотрено шесть газохимических кластеров, в том числе Восточно-Сибирский, состоящий из двух заводов на территории Иркутской области. Это Ангарский завод полимеров, мощности которого планируется увеличить к 2015 году, и «Саянскхимпаст», на базе которого планируется построить к 2016 году новые газоперерабатывающие заводы. Однако сейчас уже середина 2012 года, а к строительству новых мощностей никто до сих пор так и не приступил, более того, все выполненные пять лет назад проектные работы давно уже устарели.
Лев Платонов отметил, что рассматриваются два пути развития химической промышленности в регионе. Первый, инерционный, не предполагает активных действий и может привести к стагнации химического комплекса, усилению технологического и производственного отставания, закрытию заводов. За этим, соответственно, последует вытеснение отечественных производителей с внутреннего и внешнего рынков. Сам Платонов радеет за реализацию инновационного сценария. В Иркутской области необходимо скорейшее создание крупномасштабной газопереработки и промышленности, что станет стимулом развития экономики и выхода на рынок высоких технологий, говорит он. Сейчас уже разработана технология получения этилена и пропилена из метанола, так называемая технология МТО. «Нам бы хватило 5,5 миллиарда кубометров газа для получения миллиона тонн полиэтилена-полипропилена – дешёвый и новейший метод производства. Нам немедленно, не теряя времени, нужно начать осваивать Ковыктинское месторождение, строить трубопровод «Ковыкта –
Саянск – Иркутск». А если мы этого не сделаем, то окажемся в крайнем тяжёлом состоянии. Нам нужно в корне изменить отношение, то есть начать освоение Ковыкты, довести трубопровод как минимум до Саянска и параллельно строить заводы по газораспределению и газопереработке».