издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистральный вектор

Генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен ответил на вопросы журналистов «Восточки»

Закрытое акционерное общество «Труд» отметит в декабре свой 20-летний юбилей. В его разбросанных по всей России филиалах в летние месяцы работают до пяти тысяч специалистов. Результаты их труда – в новых аэропортах и инженерных коммуникациях, жилых домах и социальных объектах, промышленных и аграрных комплексах. Но магистральным направлением, как и 20 лет назад, для ЗАО «Труд» остаются дороги, строительство которых занимает в трудовой деятельности коллектива до 80%. На днях генеральный директор «Труда» Сергей Тен побывал в редакции «Восточно-Сибирской правды» и ответил на вопросы журналистов газеты.

Сергей Тен: В своей работе мы придерживаемся нескольких основных направлений. Первое – строительство федеральных дорог Чита – Хабаровск («Амур») и Москва – Воронеж («Дон»). «Дон» является главным направлением на юг России. О значимости дороги говорил на очередном съезде «Единой России» Владимир Путин: «Не думайте, что мы взялись за эту дорогу, чтобы достойно провести Олимпиаду. Трасса имеет и важное стратегическое значение для развития юга России с его портами, заводами, сельскохозяйственными комплексами».

Что касается «Амура», то дорога на 90% построена в земляном исполнении. Недавно с руководителем Росавтодора Олегом Белозёровым мы проследовали по ней от Читы до Хабаровска. На некоторых участках она пока в ужасном состоянии. В земполотне лежит щебёнка, в которой много известняков. В безветренную погоду поднятая машиной пыль стоит столбом, едешь как в тумане, на расстоянии двух метров ничего не видно.

Занятым на её сооружении подрядчикам поставлена задача за 2008–2009 годы заасфальтировать 1300 км. На Читинском участке предстоит заасфальтировать 500 км, из них 300 км – в зоне нашей ответственности. У нас там работают 1700 человек, им предстоит нынче уложить асфальтобетонной смеси на 70 километрах.

В Приангарье наши силы сосредоточены на двух транспортных обходах федеральной автомагистрали М-53 («Байкал») – обходах городов Тайшета и Иркутска. Строительство первого начато ещё в 1992 году и ведётся тремя пусковыми комплексами. На сегодня два из них (17,9 км) сданы в эксплуатацию, ввод оставшихся семи километров избавит от гравийных разрывов солидный участок между Тайшетом и Тулуном. Более того, будем иметь современную дорогу второй технической категории.

Сложный 22-километровый обход Иркутска нам предстоит сдать в эксплуатацию в 2010 году. Одной земли требуется подвезти и перелопатить 4 млн. куб.м. Дорога пройдёт по незаселённым местам, минуя посёлки Баклаши и Веденщина, – местность пересечённая, будут на ней и глубокие выемки, и высокие насыпи. Достаточно сказать, что высота насыпи на отдельных участках будет достигать 20 метров. Ширина земляного полотна – 15 метров, проезжей части – 8 метров (две полосы движения по 3,75 м). Словом, отличная дорога второй технической категории с двухуровневыми развязками на въезде и выезде.

Несколько наших подразделений работают в Сахалинской области. Занимаемся дорожным строительством, нынче выиграли конкурсные торги на строительство двух детских садиков на островах Кунашир и Шикотан. Раньше ввели школу, теперь вот строим детсады. Вкладывая деньги в будущие поколения, Правительство России как бы даёт понять, что уходить оттуда мы никуда не собираемся. А ещё активно участвуем в реализации нефтегазовых проектов, на Сахалине занимаемся производством щебня, который поставляем на стройки области.

В рамках группы компаний «Труд» существует агропромышленное направление. Агрохолдинг «Саянский бройлер» является лидером по производству мяса птицы в Приангарье. Мы производим порядка 12 тыс. тонн мяса, или 40% от общего количества в регионе. Поставки осуществляем в Западную Сибирь и на Дальний Восток. Начали производство полуфабрикатов торговой марки «Птицеград». Серьёзное внимание уделяем кормовой базе. В Куйтунском районе занялись производством зерновых, которыми обеспечиваем свои потребности на 60%, в следующем году обеспечим на 100%, а через два года поставлена задача иметь двойной годовой запас после каждой уборочной страды. Предприятия, имеющие собственную кормовую базу, могут себе обеспечить нормальное существование, несмотря на сложную ситуацию с ценами на топливо и спекуляцию на зерновом рынке, которая у нас в стране процветает.

Много внимания уделяем городским программам Иркутска. Заканчиваем работы по улице Лермонтова, а также по левобережным подходам к строящемуся мосту через Ангару. Готовимся участвовать в конкурсных торгах по строительству подходов правого и левого берегов.

Вот вкратце основные направления и объекты, по которым мы сегодня работаем. Постараемся приложить максимум усилий, чтобы в установленные заказчиками сроки выполнить всё запланированное на нынешний год.

Александр Антоненко, обозреватель по строительству: Сергей Юрьевич, как случилось, что одно из лучших дорожно-строительных предприятий России допустило срывы графиков работ по обходам? Из отпущенных на нынешний год 600 млн. руб. (четвёртая часть строительно-монтажных работ) на обходе Иркутска за полугодие освоено чуть больше 100 млн., а в Тайшете вообще не приступали к работам. Насколько реально, что ЗАО «Труд» сможет до конца года наверстать отставание и войти в график?

Сергей Тен: 600 млн. рублей – это общий объём финансирования Иркутского обхода на нынешний год, строительно-монтажные работы в нём составляют 520 млн. руб. На сегодня, как вы правильно заметили, освоено 100 млн., или около 15%. И тому были свои причины. Как мы и предполагали, затянулась процедура оформления правоустанавливающих документов на земельные участки полосы отвода по переводу лесных земель в нелесные. Необходимо было получить согласования двух муниципальных образований – Иркутского и Шелеховского. Пока шла эта бюрократическая волокита, мы были вынуждены сосредоточиться лишь на 10 километрах, то есть не было возможности развернуться в полную силу. На сегодня заказчиком все эти вопросы решены, и мы готовы разворачивать работы по полной программе. Тем более что 1 июля закончили один объект на дороге Чита – Хабаровск и перебрасываем сюда несколько экскаваторных комплексов, полтора десятка тяжёлых 30-тонных БелАЗов, которые очень эффективны при обустройстве земляного полотна. Думаю, производственную задачу, которая определена на нынешний год, мы выполним в любом случае.

Что касается Тайшетского обхода, то на его строительство мы привлекли фирму «Красавтодорстрой» из соседнего края. С ней мы работали на «Амуре», на дорогах Бурятии, знаем её возможности. Сейчас они уже прислали в Тайшет инженерно-технический персонал, отправляют технику. Да, времени остаётся мало, но это земляные работы, а не асфальт, их можно продолжать в ноябре-декабре. Надеюсь, что объёмы финансирования наши соседи освоят.

Александр Антоненко: А как намерены выходить из положения с мостами, которые предстоит соорудить на обходе Иркутска через реки Иркут и Вересовка? Верно ли, что до сих пор не заключён контракт с мостостроителями?

Сергей Тен: С мостом через Иркут, что в районе Баклашей, ситуация непростая. Сложность – в инфляционных процессах. Мы даже на потребительском уровне это чувствуем, что уж говорить о крупных строительных фирмах, на которых любое колебание цен отражается миллионными потерями. Тем более для дорожной отрасли, которая полностью зависит от топлива, металла, цемента, щебня… Скакнули цены на нефтепродукты, бензин, и у нас на «Амуре» несколько дней участки простояли без топлива. Люди, привыкшие к одному режиму, расслабляются, что и отражается на производительности, экономике, себестоимости. Вот и получается, что долгосрочные контракты, подобные Иркутскому обходу, просто невыгодны. С одной стороны получаешь перспективу, вкладываешь деньги в базу, нормальные для проживания людей условия. С другой – контракт не поспевает за инфляцией.

Так произошло и с мостом через Иркут. Изначально была договорённость с МО-125, но когда они всё просчитали, то пришли к выводу, что им эта стройка не выгодна, и отказались работать. Сейчас идёт переговорный процесс с Улан-Удэнским мостоотрядом № 34. Надеемся, что уже в августе они приступят к работам. Важно, чтобы заказчик нас поддержал по компенсации за удорожание металла. По смете на мост через Иркут не хватает 70 – 80 млн. руб.

Александр Гимельштейн, главный редактор: Сергей Юрьевич, я живу на улице Игошина, что в Студгородке, и, следовательно, лицо заинтересованное. Хотелось бы подробней услышать о ходе работ по реконструкции улицы Лермонтова. Как скоро закончатся на ней кошмары с пробками в пиковые часы?

Сергей Тен: Улица Лермонтова – это достаточно серьёзный транспортный узел. «Распечатывала» его наша дочерняя компания «Труд-Байкал». Сегодня там три подрядчика, что усложняет ситуацию для заказчика, поскольку необходимо увязывать интересы всех зависящих друг от друга заинтересованных организаций. Кстати, существует мнение, что ЗАО «Труд» является в городе чуть ли не монополистом по муниципальным заказам. Это далеко не так. У нас где-то 15, максимум 18% по рынку муниципального заказа.

Но вернёмся к улице Лермонтова. Замедление темпов работ на ней связано с выносами-переносами инженерных коммуникаций, остановкой троллейбусного движения. Требовались многочисленные согласования с городскими коммунальными службами, транспортниками. При замене сетей нередко оказывалось, что часть труб вообще в проекте не значилась, несколько раз мы их рвали. Случилось, что на сутки оставили без света ИрГТУ, без связи – прокуратуру Свердловского района. Сейчас все эти согласования позади, идёт планомерная работа, вышли на укладку асфальтобетона. Правая сторона (если ехать из Академгородка в сторону улицы Жуковского) близка к завершению. Чтобы покрытие получилось без швов, поставили два асфальтоукладчика, следующие за ними катки укатывают смесь по горячему асфальту. Эту задачу нам поставила городская администрация, и мы её выполним. Полностью завершить работы планируем до 1 октября. Ездите, терпите и ругайте дорожников, но ничего другого не остаётся. Единственный в подобной ситуации выход – перекрыть улицу на время строительства.

Екатерина Арбузова, корреспондент: Широкая улица Лермонтова уходит в «бутылочное горло» на Жуковского. Какой видите выход из этого положения?

Сергей Тен: Это уже следующий этап, другой проект. Там надо остановку «Жуковского», распложенные на ней киоски переносить вглубь. Думаю, городская администрация этот вопрос сможет решить.

Альберт Батутис, первый заместитель главного редактора: Сергей Юрьевич, вы неоднократно высказывали мысль, что окончания строительства мостового перехода через Ангару придётся ждать как минимум три-четыре года. На чём базируются подобные предположения?

Сергей Тен: Двустороннее движение по мосту нынче открыто не будет, так как заказчик не успевает с расселением людей, чьи дома находятся в створе мостового перехода. Мостовой переход заканчивается на ул. Байкальской, там предстоит много сносить, делать двухуровневые развязки… Так что Иркутск, по моему прогнозу, будет жить этой стройкой лет8 – 10. Сегодня стоит задача завершить расселение в 2009 году, чтобы открыть фронт работ дорожникам для строительства правобережных подходов и развязок. На левом берегу ситуация получше. Там и работы начали пораньше, и семей для переселения осталось поменьше. Огромный плюс для моста – возвращение в кресло вице-губернатора Сергея Фатеевича Брилки. Он начинал эту стройку и прекрасно знает всех подрядчиков.

Александр Гимельштейн: Скажите, какая у вас мотивация для занятия общественно-политической деятельностью? Ведь сейчас многие остерегаются этого.

Сергей Тен: Может, это громко и пафосно прозвучит, но я считаю себя человеком с активной жизненной позицией. Всё зависит от тех ресурсов, что есть у человека. Так сложилось, что мне повезло в жизни с фамилией. Я считаю, что мой самый главный ресурс – доброе имя родителей. С учётом того, что за мной стоит предприятие, где работают пять тысяч человек, и я родился и вырос в Иркутской области, мне всегда больно, когда наш регион недооценивают. Я достаточно часто общаюсь с москвичами, и мне обидно, что они предвзято относятся к нашей области, мол: «А, Иркутская область, это где-то там…».

Считаю, что у меня есть потенциал сделать нечто большее, чем просто зарабатывать деньги, живя в некоем своём мирке. Не хочу замыкаться в жизненных удовольствиях. Не по мне ездить куда-то по полгода отдыхать, хотя некоторые бизнесмены именно так и делают. Уезжают в Таиланд и по два-три месяца там «тусуются». Я, кстати, в Таиланде вообще ни разу не был. Когда мне будет 70, тогда, может быть, и отдохну, а сейчас мне просто жалко тратить время на такие вещи.

В 2009-м исполнится 14 лет нашей работе на дороге Чита – Хабаровск. Я с 1996-го ездил на стройку со студенческими отрядами. На 390 километре от Читы в сторону Хабаровска есть перевал, названный дорожниками в честь моего отца – «Перевал Юрия Тена». На высоте 43 метров от верхней точки до дороги мы задумали построить небольшую часовенку с куполом из нержавеющей стали. Поедете с востока в солнечный день, и она, словно звезда, будет манить и освещать ваш путь. Проект уже утверждён, нынче попытаемся претворить его в жизнь. Это будет хорошей памятью о наших людях, нашей фирме.

Александр Антоненко: Сергей Юрьевич, на какие объёмы вышла сегодня ваша фирма? И несколько слов о планах на завтрашний день, перспективах.

Сергей Тен: По строительно-монтажным работам в прошлом году вышли на 3 млрд. руб., нынче увеличение будет небольшим. В прошлом году мы уложили в улично-дорожную сеть Иркутска 150 тыс. тонн асфальтобетона, а всего за 2008-2009 годы предстоит уложить в рамках дорожного строительства без малого 2 млрд. тонн. Это, можно сказать, наш предел. Если выполним, тогда можно выходить на мировые рынки. Ехать, к примеру, в Саудовскую Аравию и начинать там работать. Есть предложения из Казахстана и Канады. Но всё это пока в процессе обсуждения. Впереди следующий год, выполнение намеченных объёмов в Прибайкалье и Забайкалье, асфальтирование «Амура».

В скором времени в Иркутской области предстоят серьёзные новостройки, такие как Култукский перевал, обходы Слюдянки, Усолья-Сибирского, Куйтуна. И сейчас мы думаем, куда развернуть наши производственные мощности, где и как будем работать в дальнейшем.

Записал Александр АНТОНЕНКО

Фото Николая БРИЛЯ и Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры