Чтобы свистулька запела…
Керамист-мультипликатор Елена Майновская создаёт шедевры из глины
Небольшое помещение, разделённое на три маленьких комнатки, стол со скамейками по обе стороны, окно, в которое постоянно заглядывают солнечные лучи, делая это помещение светлым и гостеприимным, и длинный стеллаж с огромным количеством разнообразных глиняных фигурок, ещё не расписанных заготовок, ещё не завершённых творческих экспериментов мастера. Это керамическая мастерская, в которой создаёт свои шедевры из глины Елена Майновская. Работы Елены интересны выбором сюжета, техникой изготовления, неординарным подходом. О том, как создаются глиняные шедевры, как рождаются образы, Елена рассказала нашему корреспонденту.
Елена Майновская увлеклась глиной уже в зрелом возрасте. В 2005 году, химик-биолог по образованию, Елена привела своего маленького сына в керамическую мастерскую Николая Соколова – известного иркутского керамиста, председателя творческого объединения «Данко», и так заинтересовалась материалом, процессом, что стала сама ходить на занятия.
– Занятия у Николая Васильевича были интереснейшие, – рассказывает Елена. – Поначалу делали простые монументальные фигурки из целого куска глины. При этом фигурки оживали, начинали разговаривать, петь. Потом стали делать полые фигурки, то есть пустые внутри, – свистульки. Тщательно работали над голосом свистульки, ведь надо сделать так, чтобы свистулька запела.
– А почему свистят свистульки?
– О, на самом деле это непростая задача – здесь нужен точный расчёт, я бы даже сказала, инженерная технология. Если вы заметили, голоса у свистулек разные. Звук зависит от толщины стенок фигурки, надо сделать очень много свистулек, чтобы полностью постичь мастерство изготовления сибирской свистульки.
– Расскажите о своих первых работах.
– Начинала с больших работ, меня сразу полностью захватила древнеславянская тема, я бегала по книжным магазинам, искала литературу по славянской культуре, но на то время информации было очень мало. Вазы, светильники, скульптуры оформляла гравировкой, резьбой по глине. Необходимо, чтобы глина приблизилась к состоянию твёрдой кожи. Орнамент создаётся при помощи деревянных стеков, лучше из бамбука. Сейчас в такой технике мало кто работает, а у меня, видимо, какой-то повышенный энтузиазм был. Резьба по глине, как и резьба по дереву, требует много времени, терпения. Помню, ребёнка спать уложу, а сама сижу допоздна. Думаю, какое счастье у меня появилось!
Сейчас в коллекции Елены достаточно много работ на славянскую тему: «Макошь – славянская богиня женского рукоделия», «Славянский календарь», «Солнечная колесница». Славянские символы, обережные знаки, характерные для этой культуры изображения – всё это есть в работах мастера.
– Глина – необыкновенный материал: экологичный, пластичный, податливый. Расскажите, как вы его готовите и всякая ли глина подходит для лепки?
– Заготовкой и подготовкой глины у меня полностью занимается муж. Местная глина малопластична, поэтому Сергей Васильевич смешивает её с белой глиной, заливает водой, многократно обминает. Удаляет самые мельчайшие вкрапления, чтобы не помешали при лепке, в особенности когда работаешь на гончарном круге.
– Что вам ближе – работа на круге или ручная лепка?
– Сложно сказать, и то и другое интересно, но если ты освоил гончарный круг, то вряд ли будешь лепить изделие вручную. На круге получается намного эстетичнее, быстрее, стенки тоньше. Уже совсем другой уровень изготовления. Попробуйте сами, – гостеприимно предложила мне Елена.
За гончарным кругом я сидела впервые, и впечатления остались самые разные: мы и приласкали глину, поглаживая, придав глиняному комочку круглую форму, и с силой кидали её в центр гончарного круга, растягивали, сужали, работали стеком, отсекая лишнее.
– Глина родилась в межледниковый период, она долго лежала в породах, – рассказывала Елена за работой, – и наша задача – её укротить, придать ей желаемую форму. Глина – очень богатый природный материал, в ней содержатся магний, железо, алюминий, кремний, медь, серебро, золото и другие полезные для нашего организма элементы.
У нас с Еленой получился замечательный глиняный горшочек, который после того, как его сняли с гончарного круга, должен постоять – просохнуть, потом изделие попадает в специальную печь, где при температуре 4000ОС находится в течение шести часов. На второй день обжигают изделие в печи уже при температуре 9000ОС целый день. На третий день вытаскивают, его уже можно покрывать специальными глазурями.
– Есть ли сейчас интерес к глиняной посуде и какие у неё преимущества?
– Да, конечно. Глиняная посуда, как и берестяная, – особенная: в ней продукт дышит. Сейчас многие хозяйки хотят иметь в своих домах глиняную посуду. У меня дома есть керамическая рыбница для запекания. Прекрасная вещь.
– Елена, у вас очень интересные, я бы даже сказала, философские работы. Расскажите, как рождаются идеи.
– Как-то неожиданно. Сначала придумываю образ, и к этому образу рождаются сопутствующие детали. Друзья часто говорят, что из меня получился бы хороший мультипликатор. Каждый кадр обрастает новыми дополнениями. Вот, например, давайте рассмотрим композицию «Сибирская заимка». Эту композицию я делала около месяца, а родилась она, когда я слушала русскую народную песню:
Боялась девчонка всё серого волка,
Не того волка боялась,
Который в поле рыщет,
А того волка боялась,
Который девок ищет…
Так родился у меня образ этакого удалого русского парня, если посмотрите повнимательнее, то разглядите в нём кентавра – ипостась мужской силы, мужского начала, который жарко обнимает девицу, а рядышком баба стоит и рот от удивления открыла. Так появилась ещё одна новая свистулька – «Стоит баба у ворот, широко разинув рот». Ну, думаю, если так, то ворота в острог должны быть с надписью «Сибирская заимка», а если острог, то церквушка должна быть рядом, а возле церкви обязательно две кумушки, колокольчики-сплетницы, обсуждают увиденное, ну и, конечно, статная гордячка идёт по острогу с коромыслом, ну а если «Сибирская заимка», то ёлки вокруг. Под сосной в берлоге мишка косолапый храпит.
– А над чем сейчас работаете?
– Сейчас работаю над вазой, посвящённой прекрасному сибирскому дереву – лиственнице. Я подумала: ведь несправедливо, что в интерьерах чаще преобладает японская сакура, а наши, родные, крепкие сибирские деревья незаслуженно забыты. Я много лет жила в Жигаловском районе, там необыкновенная природа, богатейшие леса, вековые деревья, много грибов, ягоды. Считаю, что наша сибирская природа – неиссякаемый источник творческого вдохновения.
– Сейчас вы получаете второе высшее, но уже творческое образование?
– Да, я поняла, что знаний мне не хватает, в школьные годы я много рисовала в карикатурном плане, но это было только хобби, сейчас появилась внутренняя потребность в знаниях, поэтому я пошла учиться в Восточно-Сибирскую государственную академию образования на специальность «учитель ИЗО». Именно в этом здании ещё совсем юной я получила своё первое образование, бегала по тем же коридорам, смотрелась в то же зеркало. Так наша жизнь устроена. Сейчас уже готовлю дипломный проект «Старый Иркутск».
– Многие ваши работы находятся в частных коллекциях. Жалко ли вам расставаться с ними?
– Вы знаете, есть такие работы, которые я никому не отдам. Которые были первыми, в которые вложено много сил, терпения, творческих находок. Когда делаешь уже по аналогии, то только радостно, что работы находят своих хозяев, своё место в интерьере.
– Вы ведёте активную просветительскую деятельность, проводите мастер-классы. Как вы считаете, есть интерес к керамике сегодня?
– Конечно, есть. Люди с удовольствием пробуют свои силы, ищут себя. Так, ко мне на занятия очень долго ходила целая семья. Есть интерес к моим работам, люди инстинктивно тянутся к тому, что сделано из натуральных материалов.
– Вы – хранительница Ремесленного подворья. Когда всё успеваете? Семья не жалуется?
– У меня муж, сын. Муж мне очень помогает. Сыну 15 лет, он научился делать свистульки, но интереса к керамике у него пока нет. Сестра недавно освоила гончарный круг. Можно сказать, получился семейный подряд. Вот так и живём: помогаем друг другу, поддерживаем. Всё исполнилось, о чём я мечтала. Впрочем, моя мечта могла и не осуществиться, если бы не судьбоносные, краеугольные для меня встречи с Николаем Соколовым и Лидией Мельниковой, председателем Союза народных мастеров Прибайкалья. Хочется сказать большое спасибо людям, которые мне в своё время очень помогли делом, словом, поддержкой, верой в меня.