издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Весь этот Billy’s джаз

Противление гламуру – жизненная позиция лидера петербуржской группы Билли Новика. Сейчас музыканты взрослеют и перебираются с концертами из ночных клубов на театральные площадки. Их философский алкоджаз, как характеризует свой стиль сама группа, неплохо прижился и на Байкале. На прошлой неделе «Billy’s band» в третий раз выступила в Иркутске – пока что в старом, клубном, формате. Насколько взаимна симпатия отчаянных питерских романтиков и иркутян, выясняли ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА и КСЕНИЯ ДОКУКИНА.

Романтики с большой дороги

«Приветствую чёрных интеллигентов, брутальных маргиналов, рефлексирующих аутсайдеров и ортодоксальных лузеров», – обратился к иркутской аудитории Билли. Во время концерта музыкант не раз прерывался на жизненные истории. «Один взрослый человек спросил меня: как ты думаешь, чем люди в возрасте отличаются от вас, молодых, – говорил Билли, сдвинув шляпу набок и опершись на контрабас. – Помню, я был тогда на кураже и собирался как-то залихвацки ответить… Но вдруг сказал: я не знаю». Билли замолк и взял пару аккордов на контрабасе. «Тогда этот человек сказал мне: на самом деле взрослые люди могут делать то же самое, что и молодые. Только реже. Этим человеком был Борис Гребенщиков», – закончил рассказывать солист, и группа начала играть песню «Аквариума» «Поезд в огне». Под музыку танцевали как раз те, «кто может реже». Большинство провинциальных «маргиналов», пришедших на концерт в «Объект 01», оказались солидными людьми – совершенно нехарактерная публика для ночного клуба. Некоторые из поклонников привели с собой детей.

– В Москве и Питере на наши концерты люди ходят семьями. А в Иркутске среди слушателей было много девушек. То есть их внимание не удивило. Но если это не столицы, то редко бывает, что юных поклонниц такое большое количество.

– Вы общаетесь лично с кем-то из своих поклонников?

– После выступления ко мне подошёл, не побоюсь этого слова, поклонник – челюстно-лицевой хирург (для Билли родственная душа. Наш собеседник сам по образованию медик, ему доводилось работать патологоанатомом, а с 2003 года он является старшим лаборантом кафедры военно-полевой хирургии научно-исследовательской группы раневой баллистики и поражающих факторов взрыва в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. «Конкурент»). Он меня поразил в хорошем смысле. Такую тираду о концерте выдал, как будто он сам эти песни написал. Врачи привыкли воспринимать любой продукт, в том числе интеллектуальный, во всех деталях. Это люди-аналитики.

– Что ещё удивило в иркутском концерте?

– Вообще концерт понравился, публика хорошая. Люди добрые, не испорченные гламуром. В глаза им смотришь – и не видишь там доллары, что само по себе приятно. Кстати, в этот раз слушатели были более трезвые, чем на прошлых концертах. А мы играли громковато, можно было поделикатнее. Выступление в Иркутске – третье в туре по Сибири. Следующие в списке Красноярск, Новосибирск, Барнаул. Так что движемся на Запад, домой. Раньше в вашем городе мы ощущали себя на Востоке. После того как побывали с концертами в Чите и Улан-Удэ, Иркутск нам кажется чуть ли не сердцем России или даже Европой.

– Есть ли песни, которые хочется спеть в каком-то определённом городе?

– Да. Но здесь мы исполняли проверенные вещи, потому что не всегда знаешь, как подать песню. К примеру, здесь не было желания петь «Купчино – столица мира». Пришлось бы объяснять, что мы родом из Купчино, окраины Питера. С другой стороны, хотелось спеть песню «Встречай меня, Москва», но я побоялся, что народ не расслышит пару-тройку ключевых слов, и получится, что это гимн Москве, хотя на самом деле всё наоборот.

«Чужие» в городе

Программа, которую «Billy’s band» привезла в Иркутск, называется «Чужие» – так же как и последний альбом группы. «Биллисы» сделали кавер-версии на песни групп «Браво», «Аквариум», «Машина времени» и даже поп-певицы Алсу. Билли признаётся, что ни с кем из отечественного шоу-бизнеса особенно не общается. «Меня в музыкальном мире недолюбливают, если честно. Считают, что известность группа получила незаслуженно, благодаря кавер-версиям», – говорит солист. Впрочем, директор группы Алла Резникова уверяет, что Билли скромничает. Группу любят Андрей Макаревич, Евгений Моргулис, Гарик Сукачёв. «Billy’s band» выступала с Земфирой, Дианой Арбениной и группой «Estetic education».

– Что предполагали привнести в уже известные композиции, когда перепевали их?

– Лучший способ показать свой стиль – это сыграть всем известную песню по-своему. Не как в ресторане, когда певец старается быть как можно ближе к оригиналу, а наоборот. Хотя и это не самоцель. Сохраняя те же слова и мелодию, мы хотели выразить новый смысл. Без стёба. Мне не нравятся отечественные кавер-версии потому, что исполнители поют всё либо один в один, либо делают из этого пародию. Но в этом нет души. А мы, к примеру, в песне «Машины времени» «За тех, кто в море» попытались изобразить совершенно другую, нежели автор, картину: старая рыбацкая деревня, дедушка или бабушка сидит и смотрит в море, думает о былом, вспоминает, что кто-то из близких умер или остался где-то за границей. У Макаревича иное решение вопроса – что-то типа тоста в честь моряков.

С композицией Алсу «Зимний сон» нас впервые позвали на телевидение, на «Неголубой огонёк-2004». Тогда она звучала из каждого ларька, и я знал пару куплетов – так и получился наш первый известный кавер. Впрочем, я немножко слукавлю, если скажу, что в «Зимнем сне» Алсу не было стёба («Billy’s band» «привнесла» в эту песню фразу «На землю медным тазом опустилась зима». По версии Алсу, зима опустилась просто тихо. – «Конкурент»).

– По какому принципу выбирали остальные песни для кавер-версий?

– Необходимо было, либо чтобы я знал слова, либо чтобы песня ну очень нравилась. Так получилось с «Somebody» «Depeсhe Mode». Я попробовал сыграть её на пианино, и мне показалось, что она звучит очень по-вэйтсовски.

– Наверное, вас уже раздражают частые сравнения с Томом Вэйтсом?

– Нет. Если б мы были алкоголиками, то раздражало бы – они по каждому поводу нервничают. Мне очень приятно, когда меня сравнивают с Вэйтсом. Люди даже сами не знают, какой мне комплимент делают. Всё равно что сравнивать задницу и солнце. Я тоже пою, но свечения нет.

– Какую музыку вы сейчас слушаете?

– В данный момент слушаю альбом, который записал мне Миша (Михаил Жидких, саксофонист и ударник группы. – «Конкурент»). Это лучшие классические произведения на его вкус. Недавно я был на «Щелкунчике» Чайковского и понял, что круче ощущений не получал ни от одного рок-концерта, даже моих кумиров – «Depeсhe Mode» и Тома Вэйтса.

– Это означает, что в новом альбоме добавится классического звучания?

– Означает. Но новый альбом выйдет не-скоро. Концепция уже готова, но нам предстоит фундаментальная работа.

– Изменится ли лирический герой песен? Или он по-прежнему будет много пить и бездельничать?

– Думаю, лирический герой будет пребывать в фазе жёсткого табу и абстиненции. Пить он больше не станет. У него на это не будет денег, и ему придётся очень плохо. Вообще герой наших песен – это собирательный образ. Каждый человек в тех или иных ситуациях переживает всех лирических героев, которые вообще возможны. Разве что за исключением убийцы. Люди узнают себя в песнях, и им это нравится.

– Вы тщеславны?

– Видимо, в начале музыкальной карьеры я был более тщеславен, потому что не рассматривал вообще варианты чужих стихов. Сейчас я избавился от таких амбиций. Буду радеть за дело, за идею, и мне не важно, кто автор. Получается мягкая, антиамбициозная концепция. Я даже немножко горжусь собой за смену взгляда. И это уже честолюбие.

Царевны-лягушки

«Billy’s band» легко идёт на общение с публикой. Перед концертом участники группы разгуливали по клубу, а после выступления гитарист Андрей Рыжик и перкуссионист Антон Матезиус увлечённо резались в аэрохоккей с оставшимися зрителями. С Билли Новиком есть возможность связаться в социальных интернет-сетях. На концерте он не боялся выглядеть откровенным. Рассказывал, как в медицинских лабораториях проводили жестокий эксперимент. Отрезали лягушкам головы, и в физраствор, где плавали их тельца, добавляли каплю бычьего тестостерона и опускали палочку. Так врачи наблюдали обнимательный рефлекс. А иностранные учёные вылили весной в болото целое ведро тестостерона. Обезумевшие лягушки выскакивали на дорогу и бросались на столбы. «Когда делаешь животному или человеку, особенно женщине, больно, то зрачок жертвы расширяется. Если посмотреть ей в этот момент в глаза, то многое можно увидеть. Эта песня списана с натуры», – сказал Билли и заиграл «Где спит твоё сердце», в которой лирический герой – женщина, скучающая по любимому человеку.

– Вас не смутило то, что в зале была неадекватная реакция на историю про лягушек? Кто-то из слушателей смеялся. Это расстраивает?

– Нет. Просто когда люди плачут, они делают это тише. Откуда мне знать, кого было больше в зале: тех, кто плакал, или тех, кто смеялся.

– Как такой романтичный человек работал патологоанатомом?

– Я был настолько романтичен, что боялся ответственности. А её предполагает любая медицинская специальность, кроме патологической анатомии и врача-лаборанта. Некоторое время я поработал практикующим врачом и понял, что мера ответственности слишком велика. А в детстве при выборе профессии вообще ориентировался на моду. Тогда друзьями договорились идти работать в таксопарк. Это было стильно.

– В итоге вы стали музыкантом. Уже можно сказать, что жизнь удалась?

– Я это сказал уже давно, наверное, ещё лет шесть назад. По крайней мере, ко мне подходят, жмут руку. Важно, что удаётся воплотить некоторые идеи. Впрочем, я счастлив уже хотя бы потому, что мне завтра не надо идти и грузить рыбу на рынке.

– Как ваша жена относится к вашему творчеству?

– Ей очень тяжело. Потому что меня окружает безумное количество женщин. Безумное количество писем. И любви много вокруг меня. Я прямо чувствую, что много.

– Какой должна быть в этом случае позиция мужчины?

– Не знаю, я воспитывался без отца, поэтому понятия не имею, какой должна быть позиция мужчины. Пока не представляю, что делать.

– Жене больше нравилось, когда вы были патологоанатомом?

– С того времени сменилась не только профессия, но и жена. Сейчас я женат во второй раз, мою жену зовут Пегги Новик, она немка. Я познакомился с ней на улице в 2001-м. Подошёл и сказал: «Девушка, давайте познакомимся на улице!»

– Известность и внимание поклонниц свалились неожиданно?

– Нет, всё было постепенно. Однажды получил письмо, потом – ещё два и так далее. Поначалу я никому не отвечал. А потом, особенно когда появилась «Вконтакте» (социальная сеть в Интернете. – «Конкурент»), где для отправки сообщения нужно нажать всего одну кнопку, я стал писать в ответ: «Ага». И всё. Просто человек будет знать, что я письмо прочитал, но в то же время поймёт – ситуация тупиковая.

– Все участники группы женаты? Как супруги воспринимают то, что вы подолгу отсутствуете?

– Да, женаты все. И супруги плохо относятся. Ругаются.

На вопрос о том, как удаётся избежать романов во время концертных туров, участники группы загадочно заулыбались и ответили: «Мы вам не скажем, а то обидитесь». Уже перед отъездом из клуба, пока группа подкреплялась в баре, саксофонист Михаил Жидких указал на селёдку с луком и пошутил: «Вот и секрет, как нам удаётся избежать романов». В туре «биллисов» сопровождает единственная любимая женщина – директор группы Алла Резникова. Она присматривает за командой с начала существования бэнда. Когда случается, что Алла Резникова не может ехать с ними в тур, у всех мужчин возникает ощущение казармы: с трудом находят вещи, ничего не успевают и часто спорят.

– Она своего рода мама группы?

– Алла Абрамовна и в буквальном смысле мама. Мама нашего гитариста Андрея Рыжика. У нас перед ней одна обязанность – слушаться, что мы и делаем. Она говорит, что с нами легко. Но на всякий случай я подарил ей садо-мазо-плёточку, чтобы мы не расслаблялись.

В этот момент эффективность маминого менеджмента проиллюстрировали гитарист Андрей Рыжик и перкуссионист Антон Матезиус. Они вовремя вернулись с турнира по аэрохоккею, пояснив остальным участникам игры, что «мама уже позвала кушать».

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Солист «Billy’s band» Билли Новик родился 30 октября 1975 года в Ленинграде. В 1998-м закончил Санкт-Петербургскую государственную педиатрическую медицинскую академию. В течение трёх лет работал врачом-патологоанатомом. С 2003 года является старшим лаборантом кафедры военно-полевой хирургии научно-исследовательской группы раневой баллистики и поражающих факторов взрыва в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Свою первую музыкальную группу с символическим названием «Реанимация», в которой сам он играл на барабанах и пел, Билли Новик организовал ещё школьником, в конце 80-х. Его нынешнему коллективу «Billy’s band» более пяти лет, а её участникам – от 25 до 40 лет.

Источник: http://2018godsobaki.ru

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры