издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутская наука пошла в экономику

Учёные вынуждены самостоятельно заниматься поисками инвесторов, готовых заниматься разведкой недр в Приангарье

Добывать литий из природных рассолов, золото на техногенных месторождениях и алмазы из кимберлитовых трубок. Иркутские учёные предлагают развивать новые направления недропользования в Приангарье. Некоторые из проектов имеют готовые бизнес-планы и прошли экспертизу в профильных федеральных ведомствах. Однако впереди самый щепетильный процесс – поиск инвесторов, от которых зависит будущее проектов. Иркутские власти в лице минэконома и «Корпорации развития Иркутской области» (КРИО) обещают помощь как в поиске инвесторов, так и в предоставлении займов. Но, как показывает практика работы КРИО, выполнять такие обещания чиновникам не удётся. Так что реальные переговоры с бизнесом учёные ведут самостоятельно. Среди потенциальных инвесторов, которых они пытаются привлечь в регион, – российский производитель ядерного топлива «ТВЭЛ» (Росатом), АК «Алроса», «Лензолото», «Росгео».

На минувшей неделе в иркутском политехе (ИрНИТУ) прошёл круглый стол по развитию минерально-сырьевого комплекса Приангарья, организованный региональным минэкономом. Предполагалось, что на мероприятии встретятся все заинтересованные стороны – учёные-практики, занимающиеся исследованиями в этой области, региональные власти и предприятия-недропользователи, которые могут выступать потенциальными инвесторами. Но из-за проблем в организации заседать пришлось в усечённом составе – в политехе собрались только учёные. Ключевые же игроки, от которых может зависеть будущее подобных проектов, отсутствовали.

– Развитие минерально-сырьевого комплекса мы будем, к сожалению, обсуждать в таком небольшом составе. Представителей бизнеса, предпринимателей сегодня не будет. Дело в том, что минэконом из-за бардака в своём ведомстве не выслал пригласительные письма крупным компаниям-недропользователям. Хотя подготовка к мероприятиям официально началась ещё в мае. Силами ИрНИТУ удалось собрать лишь учёных, – сообщил председатель круглого стола – директор Института земной коры (ИЗК) СО РАН, член-корреспондент РАН Дмитрий Гладкочуб.

Между тем именно в инвестиционную составляющую как раз и упираются проекты учёных по освоению новых видов полезных ископаемых в Иркутской области, о которых они рассказали на круглом столе.

«ТВЭЛ» подкинет  на иркутский литий после геологоразведки

Заведующий лабораторией гидрогеологии ИЗК доктор геолого-минералогических наук Сергей Алексеев предлагает начать в Иркутской области добычу лития из природных рассолов. Сферы его применения – авиационная, военная промышленность, медицина и другие. Несмотря на стабильную потребность в литии, в России его не добывают, закрывая нужды за счёт поставок из-за рубежа – из Чили, Аргентины, Китая.

Но ещё до распада СССР Россия занимала второе место в мире по добыче лития после США; с середины 1990-х годов, когда резко возросла стоимость электроэнергии, ситуация изменилась. Так как существовавший в стране способ получения литиевого концентрата был достаточно энергоёмким, выпускать его самостоятельно стало невыгодно. Произошла стагнация данного производства в стране. Тем временем мировые производители литиевой продукции стали искать новые нетрадиционные источники сырья. Ими оказались озёрные рассолы, из которых стали получать литий путём испарения воды – способ, не требующий энергозатрат. Мировым производителем лития таким способом стало Чили.

Однако иркутские учёные пришли к выводу, что в России также возможно начать добычу из рассолов – огромные их запасы сосредоточены на Сибирской платформе. Концентрация лития в рассолах Иркутской области, по словам Сергея Алексеева, сегодня подсчитана – 566 мг в литре, тогда как на мировом рынке гидроминеральное сырьё считается промышленным при показателе 10 мг лития на литр.

Наиболее привлекательными с точки зрения запасов и изученности в Приангарье являются, по словам Алексеева, два объекта.

– В последние годы в результате бурения промышленных скважин в Иркутской области получены новые данные о залежах в пределах Ангаро-Ленского бассейна. В Иркутской области оценены прогнозные запасы Верхне-ленского месторождения, которые позволят обеспечить производство 5 тонн карбоната лития в год. А также изучен Знаменский лицензионный участок – ресурсы рассола по категории Р1 составляют там 11 тысяч кубометров в сутки; ресурсы лития – почти 2 тысячи тонн в год. В пересчёте на карбонат лития это составляет порядка 10 тонн в год. Эта цифра примерно соответствует производительности одного из крупных заводов в США, – рассказывает завлабораторией.

В результате обогащения природных рассолов на гранулированном сорбенте получать можно не только карбонат лития, но и такой товарный продукт, как хлорид лития.

На Знаменском лицензионном участке была пробурена глубокая скважина и построена опытно-промышленная установка с полной инфраструктурой, по итогам её испытания получена первая партия хлорида лития – 5–7 кг на кубометр.

Чтобы продвинуть иркутский проект, нужно дополнительное финансирование геолого-разведочных работ для доизучения ресурсного потенциала лития и перевода запасов в более высокие категории – С1 и С2. Тогда на объект будет готов зайти недропользователь, говорит доктор геолого-минералогических наук. Потенциальным инвестором, с которым учёные самостоятельно ведут переговоры, считается структура, входящая в состав «Росатома», – холдинг «ТВЭЛ» (производитель ядерного топлива).

– Я встречался с вице-президентом компании и обсуждал возможности развития производственно-сырьевой базы в Иркутской области. Он поставил условие: доказать, что запасов рассола у нас хватит на 25 лет. Эти данные снизят экономические риски для инвестора. èèè

И тогда «ТВЭЛ» может выделить 4-5 миллионов долларов на бурение скважины для добычи лития, – рассказывает учёный.

Недавно был успешно запущен аналогичный проект получения литиевой продукции китайской компанией «Lan Ke Lithium», она использует технологию получения сырья из озёрных рассолов по методу новосибирского предприятия «Экостар Наутех». Производительность комплекса составила 7,5 тонны карбоната лития, а проектная мощность – 10 тыс. тонн. Ещё один положительный пример – в городе Удачном в Якутии. Там производство ещё только начинает развиваться при поддержке главы республики; инвестировать в него планирует «Росэлектроника», рассолы для обогащения предоставляет компания «Алроса».

– Потребность в литиевом сырье, безусловно, есть. Активно его покупают и зарубежные потребители. Но почему-то успешная добыча ведётся в Китае, а не в Иркутской области. Якутия также берёт идеи в Иркутской области, получает федеральное финансирование и быстро их реализует, а мы только строим планы, – сокрушается научное сообщество.

«Росгео»: степень обнаружения иркутских алмазов очень высока

Специалисты лаборатории геологии и магматизма древних платформ ИЗК СО РАН предлагают региону делать ставки на алмазное сырьё. 70-летние поиски алмазов в Приангарье до сих пор не приносили результатов. До этого в Приангарье встречались только россыпные алмазы, но никак не удавалось обнаружить прямые признаки, указывающие на существование коренных пород. Однако учёные ИЗК при комплексном изучении Удинской алмазоносной площади (лицензию на её изучение в марте 2016 года получил институт) нашли минералы – спутники алмазов в Чунском районе. Надо отметить, что именно по этим признакам открыты были в своё время все алмазные месторождения Якутии.

Новые геологические данные подтверждают, что в Иркутской области существуют коренные источники алмазов – кимберлитовые трубки. Вероятность открытия этих месторождений составляет 80%, сообщил на круглом столе кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник лаборатории Дмитрий Кошкарев. Открытие месторождения алмазов теперь упирается лишь в финансовые вложения на доизучение выделенной перспективной площади.

– Необходимо провести аэрогеофическую съёмку, которая позволит на современном уровне выделить аномалии. При обнаружении этих объектов вероятность открытия составит уже 95%. А значит, степень экономического риска проекта по поискам и освоению алмазоносных районов снижается. Так что после проведения аэрогеофизики проблем с инвестором не будет, – отмечает Кошкарев.

Высоко перспективы этой площади оценили и федеральные эксперты. Как рассказал «ВСП» Дмитрий Кошкарев, «Росгеология» и «Госгеолэкспертиза» (Минприроды РФ) недавно сделали свои положительные заключения на подготовленный проект иркутских учёных.

– «Росгеология» в заключении отмечает, что степень обнаружения коренных источников алмазов в Иркутской области очень высокая, – добавляет Дмитрий Гладкочуб.

По словам Дмитрия Гладкочуба, продвигающего данный проект, конечный результат – открытие месторождений – теперь зависит от дополнительных финансовых вложений либо со стороны государства, либо со стороны частного инвестора. «Это серьёзная работа, институту одному с ней не справиться», – комментирует он. Сумма инвестиций, необходимых на данном этапе, – порядка 20 млн рублей. В результате открытия объекта недропользования прибыль может составить 470 млн долларов.

От ИЗК подготовлены и направлены в профильные ведомства предложения начать работы по поискам алмазов за счёт привлечения средств областного бюджета, а далее – федеральных средств по программам геологоразведочных работ. Кроме того, как рассказал «ВСП» Дмитрий Кошкарев, имеется принципиальное согласие на сотрудничество и у ГК «Алроса».

– Мы рассматриваем возможность создать с «Алросой» совместное предприятие. Для них первоначальная сумма инвестиций в 20 миллионов рублей – вполне допустимые вложения для изучения территории. Однако в этом году вопрос о создании СП был отложен – с перевесом в один голос руководство компании пока отклонило предложение. Связано это решение с аварией на руднике «Мир» (коренное месторождение алмазов в Якутии, принадлежащее ГК «Алроса»), произошедшей в августе, а также с процедурой реструктуризации на самом предприятии. Так что, возможно, в следующем году удастся получить этого инвестора, – рассказывает собеседник издания.

Параллельно ИЗК пытается привлечь на изучение алмазов в качестве инвестиционного партнёра федеральную структуру – «Иркутскгеофизику» (дочка «Росгео»). Документы по проекту уже отправлены в «Росгеологию», вопрос финансирования ГРР находится на рассмотрении.

Золотопромышленные отвалы «просеять» заново предлагают учёные

Кроме освоения новых видов полезных ископаемых, в Иркутской области есть возможность также переоценить и увеличить запасы мелкого и среднего россыпного золота. Речь идёт о так называемых техногенных месторождениях – промышленных отвалах, уже отработанных золотопромышленниками.

Техногенные месторождения Иркутской области образуются в результате потерь, произошедших при первичной переработке россыпи. Дело в том, что россыпная золотодобыча в отличие от крупной более консервативна. Здесь до сих пор используются шлюзовые методы. Это промывка и высаживание золота на так называемых колодах – шлюзах глубокого и мелкого наполнения. Применяется в данном процессе и ручной труд. При таких технологиях неизбежны потери золота – все частицы меньше 250–125 микрон остаются в отвалах, рассказывают специалисты отдела комплексного использования минерального сырья ИЗК СО РАН.

– Мы рекомендуем для извлечения мелких фракций недропользователям Иркутской области применять винтовые сепараторы. В 2014-2015 годах мы опробовали обыкновенную промывку с применением винтовых аппаратов. Золотые частицы даже в 50 микрон успешно извлекаются – это достаточно хороший показатель. В Монголии наши специалисты запустили такую установку – начиная от извлечения крупного золота на шлюзе и заканчивая винтовыми аппаратами. Стоимость отечественного обогатительного аппарата небольшой производительности – не более 5 миллионов рублей. Грамм золота стоит на рынке 2,5 тысячи рублей. Так что за месяц-два инвестиционные вложения могут быть отбиты. Сепаратор большей производительности потребует больше финансовых вложений, но это не миллионные затраты, – говорит Сергей Прокопьев.

Таким образом, крупные недропользователи Иркутской области будут заниматься рудным золотом, а артели могут обеспечить рабочие места и добычу мелкого золота на техногенных месторождениях. Это, как отмечают учёные, очень актуально в связи с постепенным истощением запасов россыпи.

Помощь от КРИО упёрлась в устав

Кроме работы с потенциальными инвесторами, которую ведут учёные самостоятельно, они также просят поддержки для своих проектов у «Корпорации развития Иркутской области» (КРИО), подконтрольной областному минэконому. Так, Институт земной коры совместно с «Корпорацией» прорабатывает вопрос об организации опытного полигона в Бодайбинском районе, в том числе на базе «Лензолота», для отработки технологии извлечения мелкого золота в реальных промышленных условиях.

– Совещания проходили неоднократно с Минприроды и КРИО, но работа сложная – надо не напугать недропользователей. Потому что золото в отвалах потребуется заново ставить на учёт, на госбаланс. А ведь по факту после отработки его там быть не должно. Так что на этот процесс уйдёт много времени. У ЦНИГРИ есть схожий опыт постановки техногенного месторождения платины на госбаланс, это длилось пять лет, – комментирует Сергей Прокопьев, начальник отдела комплексного использования минерального сырья ИЗК.

Специалисты лаборатории геологии ИЗК также рассказали, что готовят бизнес-план на поиски месторождения алмазов и хотят направить его в «Корпорацию развития Иркутской области».

– Переговоры с КРИО мы начали с мая 2017 года. Но есть определённые сложности с получением инвестиций из этого источника. Как нам сообщили в «Корпорации», по их уставу они не могут просто вложить деньги, а лишь предоставят их на условиях возврата. Институт же не имеет возможности закладывать активы, которые будут служить гарантийным обязательством. А прибыль от изучения алмазоносной площади пока лишь просчитана на перспективу – когда начнётся извлечение драгоценных минералов, – сообщили «ВСП» в Институте земной коры.

Действительно, до сих пор у такого регионального инструмента для поддержки инвест-проектов, как «Корпорация развития Иркутской области», не было положительного опыта сотрудничества ни с одним из разработчиков проектов. Поэтому средства, выделенные из бюджета Иркутской области в уставной капитал КРИО – почти 2 млрд рублей, уже не первый год не используются о назначению. Внесут ли КРИО и минэконом Иркутской области на этот раз свой вклад в развитие минерально-сырьевой базы Приангарья, тоже пока вопрос. Скорее всего, учёным придётся самостоятельно заниматься поисками бизнес-структур, которые бы смогли вложиться в алмазный, литиевый и другие проекты. «ВСП» будет следить за тем, как развивается этот процесс.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры