Вынужденная посадка
Генштаб отказал Иркутску в площадке под новый аэропорт
На неделе в распоряжении «Конкурента» появился документ, который исключает возможность строительства аэропорта «Иркутск Новый» в пади Ключевой. До сих пор эта площадка официально рассматривалась как один из основных вариантов размещения нового аэродрома. В то же время сразу несколько собеседников «Конкурента» сообщили, что вариант «Поздняково» утвердился в качестве наиболее вероятного, однако никаких конкретных решений ещё не принято. Теперь проектировщикам придётся заново выполнять работы по обоснованию инвестиций под эту площадку. Между тем задержка с выбором расположения нового аэропорта уже лишила Иркутскую область возможности создания особой экономической зоны портового типа.
Точка на карте
Генеральный штаб Вооружённых сил РФ поставил крест на инициативе построить новый аэропорт в пади Ключевой под Ангарском. В ответе Генштаба на запрос НИИ «Дальаэропроект» (подрядчика работ по обоснованию инвестиций в строительство нового аэропорта в Ключевой) говорится, что признано «невозможным согласование вопроса строительства аэропорта «Иркутск Новый» по варианту «Ключевая». Документ был подписан ещё 13 мая 2008 года Юрием Балуевским, являвшимся в тот момент начальником Генштаба. При этом в начале мая директор департамента градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Иркутской области Рита Низамова утверждала, что у обладминистрации уже есть согласование с Министерством обороны РФ по размещению аэропорта на этой площадке. Причина отказа Генштаба – в Ключевой расположены объекты Вооружённых сил РФ, которые «могут представлять угрозу безопасности полётов воздушных судов». Вместе с отказом на согласование варианта «Ключевая» разрешилось противоречие между сторонниками выбора этой площадки и авиазаводом «Иркут». На предприятии опасались, что строительство нового аэропорта в пади Ключевой лишит завод возможности выполнять испытательные полёты.
Отказ от «Ключевой» стал неожиданностью для ОАО «Иркутскгражданпроект», которое занималось разработкой обоснования инвестиций именно под эту площадку. «Мы провели сравнительный анализ возможных вариантов («Белая», «Ключевая» и «Поздняково». – «Конкурент»), – сообщил главный архитектор «Иркутскгражданпроекта» Владимир Распутин. – В документах, которые были переданы заказчику, мы по-прежнему настаиваем на том, что площадка в Ключевой является оптимальной».
Запасной аэродром
В администрации области уже заявили о намерениях построить аэропорт на территории Поздняково. Среди плюсов этой площадки эксперты называют относительно близкое расположение к областному центру и полное исключение зашумления близлежащих населённых пунктов. «Кроме того, там более-менее нормальные метеорологические условия, и, возможно, он будет дешевле, чем порт в Ключевой, поскольку имеет более ровный рельеф», – отметил депутат Законодательного собрания Иркутской области Алексей Козьмин. Среди минусов – большой объём работ по освоению и необходимость строительства полного набора подъездных дорог вместе с инженерными коммуникациями (ЛЭП, ЛЭС, топливопровод, мост и прочее).
«Это будет действительно большой проект, которым нужно реально заниматься, чтобы превратить его в хаб», – отметил высокопоставленный чиновник в обладминистрации. По словам источника, на этой территории можно сделать «перекрестье дорог и организовать большой грузопоток и пассажиропоток». «Поздняково – очень хорошее место для размещения пассажирского аэропорта, но о грузовых перевозках надо забыть, – считает Алексей Козьмин, – в первую очередь, из-за отсутствия железной дороги, которую подвести туда, на мой взгляд, пока не представляется возможным».
В минувший вторник во время визита на авиазавод «Иркут» врио губернатора Игорь Есиповский подтвердил информацию о том, что «Ключевая» не рассматривается в связи с решением Генштаба, а «Белая» – из-за большой удалённости от Иркутска (110 километров). Первое лицо области также сообщил о планах региональных властей остановиться на варианте «Поздняково». Вслед за обладминистрацией эту площадку поддержали в Министерстве транспорта РФ. Как сообщил «Конкуренту» источник в Минтрансе, министерство изменило позицию в отношении выбора «Поздняково». Ранее заместитель руководителя Минтранса Андрей Недосеков выступал категорически против этого варианта в связи с высокими затратами на строительство инфраструктуры. Министерство склонялось к выбору «Белой» или «Ключевой». Причём тогда Недосеков заявил, что строительство нового аэродрома может лишиться федерального финансирования в случае выбора «Поздняково». Теперь в Минтрансе этот вариант рассматривается как наиболее вероятный. С чем связана перемена позиции, источник не знает. «Учитывая предыдущий опыт, я бы не стал делать радостных заявлений о выборе площадки до тех пор, пока не будет принято решение правительства на этот счёт, – отметил в свою очередь Алексей Козьмин. – Относительно отклонённой площадки в Ключевой были решения коллегии Минтранса и Росаэронавигации». Теперь проектировщикам предстоит провести тот же комплекс работ по «Поздняково», что и в случае с «Ключевой». Процедура займёт не менее года.
Хаб по-соседски
Задержка в выборе площадки играет не в пользу региона, уверены эксперты. Иркутская область упустила возможность подать заявку в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли (МЭРИТ) на создание портовой экономической зоны. На конкурс было предъявлено 20 заявок из 16 регионов, а Приангарью было не с чем участвовать: старый аэропорт решено не развивать, а площадка под новый до сих пор не выбрана. В итоге 3 июня МЭРИТ принял решение создать на базе красноярского аэропорта Емельяново особую экономическую зону портового типа, где будет грузовой аэропорт. Аналогичные зоны планируется организовать в Ульяновске (аэропорт «Ульяновск-Восточный») и в морском порту «Советская Гавань» в Хабаровском крае.
По предположению Козьмина, создание грузового хаба на базе Емельяново – это начало пути по разделению функций аэропортов двух соседних регионов. Иркутск мог бы выполнять функции пассажирского портового узла. Такой вариант развития событий возможен, учитывая то, что врио губернатора Иркутской области Игорь Есиповский связан с госкорпорацией «Ростехнологии», недавно получившей контроль над авиакомпанией «Крас эйр» (базируется в Емельяново). «Созданию собственного хаба в Иркутской области долгое время препятствовало отсутствие собственной авиакомпании. Теперь ею может стать «Крас эйр», – подчеркнул Козьмин.
Перспективы Иркутской области в отношении хаба остаются призрачными, считает директор аналитического департамента компании «Ингосстрах Инвестиции» Евгений Шаго. «Политические связи Игоря Есиповского и «Ростехнологий» вряд ли сыграют решающую роль. Нужно отталкиваться от экономической целесообразности», – отметил он. По словам эксперта, на создание хаба в Емельяново собираются потратить миллиард долларов – почти во столько же Иркутску обойдётся строительство нового аэропорта. «Размер инвестиций огромный», – сказал Шаго. Наиболее вероятным конкурентом Красноярска при создании пассажирского хаба является Новосибирск. С экспертом согласен директор консалтинговой компании INFOMOST Борис Рыбак. «Версия насчёт разделения функций хаба в Красноярске и Иркутске выглядит искусственной. Развитие авиаперевозок в регионе произойдёт по общему тренду рынка». По его словам, в первый квартал 2008 года количество внутренних авиаперевозок в стране выросло на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «К тому же «Крас эйр» сейчас не в лучшей форме, чтобы взять на себя дополнительный проект по соседству, – отметил Борис Рыбак. – Иркутянам не стоит делать ставку на будущий аэропорт, нужно обустроить существующий». Как считает высокопоставленный чиновник в обладминистрации, жители области будут пользоваться услугами старого аэропорта ещё не менее десяти лет.