издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вера Кутищева: "Сохранить культурное пространство"

Всякая душа человеческая, как бы ни была она погружена во мрак, любит свет; стоит лишь раз зажечь свет, чтобы лучи его разлетелись во все стороны. Эта мысль, высказанная когда-то Карлейлем, стала своеобразной доминантой в беседе редактора отдела науки и культуры "Восточно-Сибирской правды" Олега БЫКОВА с председателем комитета по культуре областной администрации Верой КУТИЩЕВОЙ.

— Да, именно уровень культуры во многом определяет
состояние общества, его моральную, нравственную
атмосферу, его способность самоочищаться, а в
конечном итоге определяет и уровень самой жизни,
умение преодолевать трудности. Ведь самое неприятное
чувство — это чувство собственного бессилия.
Согласны, Вера Ивановна?

— Да, конечно. И здесь, на мой взгляд, важно помочь
человеку поверить в себя, поддержать, зажечь тот
самый свет, без которого вряд ли возможен выход из
тупика — экономического, социального. Тут роль
искусства, духовного просветительства просто
невозможно переоценить! Вспомним: «Владеющий чарами
песен Душою владеет любой». Это не просто слова.
Давайте оглянемся вокруг. Там, где есть настоящая
забота о людях, создаются условия для творческого
самовыражения и удовлетворения культурных запросов,
там и дела-то получше идут.

— Это заметно, Вера Ивановна. И вообще, если
говорить о настроениях в обществе, то не находите ли
вы, что в последние 3-4 года люди стали как бы
выходить из оцепенения, состояния растерянности,
вызванного перестроечными катаклизмами. Это, кстати,
можно сказать об учреждениях культуры, жизни
творческих коллективов. Думаю, не последнюю роль
здесь играет позиция губернатора, областной
администрации. Каким в этом плане стал для вас год
минувший?

— По восточному календарю он был, как известно,
годом Лошади. Для нас же — трудовым и весьма
плодотворным. Такая деталь: люди стали меньше
плакаться в жилетку, ждать помощи откуда-то сверху,
стали больше проявлять самостоятельности,
инициативы, словом, работать. Разумеется, перемена
произошла не по мановению волшебной палочки. Главным
условием развития, оздоровления творческой атмосферы
стало укрепление материально-технической базы наших
учреждений. И здесь, как вы справедливо заметили,
одним из определяющих моментов служит поддержка
губернатора. Борис Александрович, на мой взгляд,
прекрасно осознает определяющее значение культуры в
исправлении тех перекосов, которые были допущены в
так называемом реформировании и общественной жизни,
и экономики. Не случайно бюджетные ассигнования в нашу
отрасль за последние два года увеличились в четыре
раза.

— А отдача?

— Она очевидна. Не повторяя общеизвестное, отмечу частный,
на первый взгляд, факт. Нам удалось поставить на ноги
Черемховский драматический театр. Сегодня,
после ремонта, театр принарядился, похорошел. Кстати, только вчера
я вернулась из Черемхова, где посчастливилось
побывать на премьере спектакля «Кадриль»,
поставленного Гуркиным. Уровень постановки таков, что
мы решили привезти этот спектакль в Иркутск и
показать его на тюзовской сцене.

Если говорить об учреждениях областного уровня, то
здесь такая картина: закончен ремонт воспитательного
центра — одного из лучших студенческих общежитий.
Любо-дорого зайти после ремонта в областную
детскую библиотеку. То же самое можно сказать о
редком фонде областной библиотеки им.
Молчанова-Сибирского — теперь-то он будет в
сохранности! Немалую работу в сложных условиях выполняет
наш Центр по сохранению культурного наследия, осуществляя
реставрацию памятников истории и культуры.

Думаю, немного в стране комитетов по культуре, готовых
похвастаться премьерами такого уровня, как
реставрация еще одного — выставочного — корпуса в
доме-усадьбе Сукачева, новый международный
культурный центр «Байкал» по ул. Тимирязева, в
ближайшие дни открываем великолепный центр народного творчества
по ул. Свердлова.

— Впечатляет. А как обстоят дела в районах области,
в глубинке?

— Одним из направлений программы 2002 года являлась
поддержка народного творчества. А это свыше десяти
центров народного творчества, домов, школ ремесел.
Конечно же, немалая часть бюджетных средств пошла на
строительство и модернизацию Домов культуры, других
сооружений. В Усть-Удинском районе, к примеру, это
целый музейный комплекс, где представлены образцы
творчества, показаны уклад была, традиции жителей
сел и деревень, ушедших под воду в результате
строительства ГЭС, это и Дом народного творчества.

Свыше десяти коллективов получили звание народных —
это не только моральная поддержка, но и
материальная, в том числе костюмы, реквизит и т.д. Я
уже не говорю о мастер-классах и
семинарах, смотрах, конкурсах, проводимых в городах
и районах, в областном центре. Успешно прошли областные
фестивали «Поющее Приангарье», «Сибирское мужское братство».
Это свыше сорока коллективов, многие из которых носят
звание народных.

— Выходит, запела Сибирь?

— Поет! И что примечательно, мужчины тон задают.
Стало быть, есть свет в окошке, есть надежда. В
Черемхове, забытом, казалось бы, богом городе,
блистательно выступает ветеранский хор — 40 человек.
Единственное, что нам надо, говорят, баяниста бы
классного. Программа по подъему культуры села будет
продолжена и в наступившем году — это на
сегодняшний день задача номер один. Одно из условий
ее выполнения — подготовка кадров. На этот счет
есть специальное поручение губернатора — на селе
должны работать классные специалисты. В минувшем
году более 70 выпускников областных учебных заведений
культуры поехали работать на село. Это очень даже
немало, если учесть дороговизну обучения: скажу
лишь, что подготовка одного музыканта обходится
намного дороже, чем, допустим, обучение специалиста
в каком-либо вузе.

К слову, нынче мы намерены начать работу по созданию
в Иркутске института культуры.

Еще два-три штриха к «портрету» года минувшего.
Продолжалась работа по поддержке творческих союзов,
что, конечно, не могло не отразиться на результатах.
Участие наших литераторов в съезде писателей
Сибири, художественные выставки, фестивали
показывают, что наш регион — один из немногих, где
творческие силы не распылились, не стушевались, а
работают, окрепли. В минувшем году из областного
бюджета выделено 2 миллиона рублей на приобретение
музыкальных инструментов для губернаторского
симфонического оркестра. Опять же не без помощи
губернатора стало возможным возобновление
гастрольной политики — удалось совместить поездки
по области с гастролями по стране и даже за рубежом. В
Киеве с большим успехом прошли гастроли музыкального
театра. В своем письме губернатору Иркутской области
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской
Федерации на Украине В. Черномырдин, в частности,
отметил: «Прекрасно понимаю, что гастроли иркутян в
столице Украины вряд ли могли состояться без Вашей,
Борис Александрович, поддержки. В связи с этим
хотелось бы выразить Вам искренние слова
благодарности за Ваш вклад в развитие отечественной
культуры, а также в укрепление российско-украинских
отношений».

— Как я догадываюсь, нынешний год Козы тоже обещает
стать сугубо деловым, задел-то сделан, и весьма
нехилый?

— В одном я уверена: головокружение от успехов нам
не грозит, настроены мы по-деловому. Год начинаем
с публичных отчетов учреждений культуры —
избиратели должны знать, на какие цели тратятся их
кровные. День открытых дверей прошел в краеведческом
музее, его сотрудники побывали в районах; встречи с
читателями в областной библиотеке — тоже одна из
форм публичного отчета.

Что планируем? Прежде всего, это дальнейшее
укрепление материальной базы. Мы еще далеко не
оправились от перестроечного «мамаева побоища», так
что дел тут — непочатый край. Это и дальнейшие
работы по восстановлению усадьбы-музея Сукачевых,
подготовка к реставрации театра юного зрителя,
готовится документация по художественному музею,
закончен проект, приступаем к ремонту библиотеки для
слепых. Продолжим работы по созданию музея в
Тальцах, словом, хлопот полон рот. Но это даже и
радует. Уверена, удастся решить вопросы по
приобретению новых инструментов для симфонического
оркестра музыкального театра, четыре миллиона рублей
выделено филармонии для приобретения рояля
«Стенвей», наличие которого позволит приглашать в
Иркутск исполнителей мирового уровня. Справит
новоселье журнал «Сибирячок», ютящийся сегодня в
малопривлекательном, тесном помещении.

— На одной из последних коллегий комитета шла речь
о приоритетах, «болевых точках», диктующих «моду»
2003 года, точнее, формы и методы дальнейшей работы.
Что это за «точки»?

— Первое — это культура села. На выполнение
обширной программы выделено свыше 2 млн. рублей.
Цель поставлена предельно четко и определенно:
сохранение единого культурного пространства. Второе
— всемерная поддержка юных дарований. Одна из форм
— стипендии губернатора. Уже определены очередные
десять кандидатов на ее получение. Это и
дополнительное финансирование различных смотров,
конкурсов, будут ли они проходить в Ольхонском
районе, в Братске или на региональном уровне. Это и
частичное приобретение инструментов для музыкальных
школ, проведение мастер-классов.

И, наконец, третье направление — подготовка или
переподготовка кадров. Работать в нынешних условиях
с багажом знаний, скажем, десятилетней давности —
нонсенс. Те же библиотекари, на вооружение которых
поступают новейшие информационные технологии, просто
опустят руки, если к ним не прийти на помощь. Я уже
не говорю о профессиональных коллективах
— условия, создаваемые для многих из них, позволяют
надеяться на соответствующую творческую отдачу.

— Одним из условий привлечения и закрепления
кадров, безусловно, являются материальная
заинтересованность и жилищные условия. Особенно
последнее.

— Да, это наша боль. Конечно, пытаемся что-то
предпринять. После встречи с губернатором в
музыкальном театре, например, достигнута
договоренность — часть средств от полученных
доходов тратить на приобретение квартир для
сотрудников. Губернатор дал «добро». Далеко не во
всех областях есть возможность получения субсидий на
приобретение жилья. Замечу, безвозмездно. За два с
небольшим года более 15 человек — актеров,
музыкантов — получили субсидии. Конечно,
этих денег на приобретение квартиры, даже
однокомнатной, недостаточно, но все же делаются
конкретные шаги к решению проблемы. Одними из первых
в стране мы сумели существенно повысить зарплату
работающим на контрактной основе ведущим актерам и
деятелям культуры. Издано специальное постановление
губернатора, согласно которому более 80 человек
только в областной сфере получают очень даже
неплохую по нынешним меркам заработную плату. Это
постановление дало возможность достойно оплачивать
труд людей, всю жизнь отдавших профессиональному
искусству. Хотя, с другой стороны, очень трудно
измерить какими-то цифрами, процентами вклад в
культуру. Мне нравится выражение одного из
руководителей театра: «В культуре мы работаем за
аплодисменты. Чем больше аплодисментов, тем богаче
культура». Конечно, это сказано с доброй улыбкой, но
посмотрите: у нас переполнены буквально все
театры, не хватает мест в читальных залах. А
количество желающих принять участие в фестивалях или
праздниках! Лет, скажем, 8-10 назад мы и подумать не
могли, чтобы на концерты симфонического оркестра
спрашивали «лишний билетик». Хочу постучать по
дереву — не сглазить бы!

— У всех на слуху и в памяти имена Третьякова,
Мамонтова, Сукачева, свою любовь к
искусству декларировавших не на словах, а на деле. А
как обстоят дела в наши дни?

— Увы, как ни горько это констатировать,
состоятельных людей у нас немало, но вот желающих
вложить хоть малую толику своих доходов в благое
дело культуры, на духовное просветительство
почти нет. Правда, находятся меценаты, которые, как
бы демонстрируя свое неравнодушие к искусству,
бросают деньги на ветер, приглашая гастролеров
эпатажного, скажем так, типа (Моисеева, Лолиту)
на потребу не очень взыскательной публики. Хотя и
есть очень редкие попадания, например, приглашение
СУАЛом квартета Берлинского. Но это капля в море. А
хотелось бы большего — поддержки в части
организации выставок, тех же художников, сооружения
культурных центров, залов и т.д. Прорех и проблем у
нас хоть отбавляй.

— Мы говорили о сохранении культурного
пространства…

— Да, это одна из основ нашей политики. Центр
тяжести — я имею в виду различные культурные акции
— мы намерены перенести в регионы. Планируется
провести ряд фестивалей. Это и театральный фестиваль «Весна на
БАМе», который пройдет в Казачинском или
Магистральном, фестиваль народного творчества —
областной и региональный — в Тулуне. Наша
позиция, горячо поддержанная губернатором, такова:
и в Черемхове, и в Усть-Куте и т.д. люди должны
иметь такой же доступ к культуре, что и иркутяне.
Уверена, свой импульс в сохранении и развитии
духовного, культурного пространства даст конкурс
«Признание», в котором примут участие музеи,
библиотеки области. Надо видеть счастливые лица
библиотекарей из самой глубинки, когда им вручается
Кубок победителя.

— Несколько слов о предстоящем гастрольном сезоне…

— Сейчас идет корректировка плана, согласно
которому наши театры покажут свои спектакли и
концерты и в области, и в стране, и за рубежом. В
Германии побывают коллективы драматического театра
им. Охлопкова, cимфонического оркестра филармонии, в
Эдинбург поедет Театр пилигримов, на Дальний Восток
собирается театр кукол «Аистенок», ТЮЗ занят
подготовкой к своему 75-летнему юбилею, так что ему
хватит работы дома. К слову, решением губернатора
«тюзянам» выделен миллион рублей на проведение
праздника. Относительно музыкального театра сейчас
трудно сказать что-то определенное, но точно
известно, что готовится специальная программа,
которую увидят северные города и районы. Впрочем,
это одно из условий для всех коллективов: покажите
свое искусство жителям области, а потом думайте о
дальних городах и странах.

— Не отпускает меня мысль о культурном
пространстве. На мой взгляд, его сохранение возможно
лишь при неприменном участии местных властей, в
первую очередь, мэров, глав администраций. Неужели
здесь, как говорится, все в ажуре?

— К сожалению, нет. У нас всегда находились
руководители, для которых «остаточный принцип» по
отношению к сфере культуры являлся чем-то вроде
нормы. Надо ли говорить, к чему приводила да и
приводит эта, мягко выражаясь, недальновидность. Да
и в последнее время появился ряд так называемых
«слуг народа», которые из соображений дурно понятой
«оптимизации» экономят на культуре. Взять, к
примеру, Усолье. Здесь резко подняли плату за
обучение в музыкальной школе. Спрашивается, чего
больше от такой «экономии» — пользы или вреда? В
областном центре, между прочим, мы стараемся
сохранить уровень оплаты, а она в два раза меньше.
Непонятна позиция руководителей Слюдянского района,
у которых при слове «культура» возникает синдром
«оптимального усекания».

К счастью, руководителей другого плана, тех, кто
печется о духовном, нравственном здоровье людей,
особенно подрастающего поколения, намного больше. Не
думаю, что у мэра Казачинско-Ленского района Николая
Павловича Наумова проблем, трудностей меньше, чем у
его коллег из Усолья или Слюдянки. Под его эгидой
создается музей истории БАМа, он идет на удешевление
оплаты в музыкальной школе. Добрые слова
благодарности хочется сказать в адрес руководителей
— г. Нижнеудинска, Тулунского, Качугского, Усольского районов. Не
думаю, что есть лишние деньги в Заларинском районе,
однако здесь сумели построить и открыть новый клуб,
выходят с инициативой создания музейного комплекса.
Здесь понимают, что если отдать наших ребятишек,
молодежь уличной стихии, то ничего хорошего не жди.

— Вера Ивановна, вам нередко приходится выезжать в
города и районы области, особенно в последнее время.
Наверняка есть такие места, где вы бываете с особым
удовольствием?

— Конечно же, есть! Вот побывала я в Анге Качугского
района. Знаете, здесь какая-то особая аура… Во
время концерта смотрела на детей — сколько в их
глазах света и восторга, а какие вопросы они
задавали! Люблю бывать в Кутулике, в Зиминском
районе, Куйтуне, Усть-Уде… Бережное отношение к культуре,
традициям, доброжелательность и гостеприимство —
все это не может не привлекать.

Скажу вам откровенно, многие мои коллеги, ведающие
вопросами культуры в ряде других регионов страны, с
некоторой завистью и ревностным чувством относятся к
сложившейся у нас практике, когда личное участие
губернатора в наших начинаниях, его понимание
ситуации помогают решению многих проблем.

Конечно, в рамках одной беседы невозможно затронуть
все, что волнует нас, обозначить все болевые точки,
которых еще предостаточно. Однако я уверена: все
наши планы и начинания будут реализованы.
Предпосылки для этого есть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры